Итак, сегодня стало ясно, что кандидатов в президенты России на мартовских выборах будет никак не больше четырёх человек. Центральная избирательная комиссия отказала сегодня также сразу четырём кандидатам.
ЦИК не стал регистрировать двух выдвиженцев от непарламентских партий – Сергея Малинковича и Бориса Надеждина, а также двух самовыдвиженцев - Анатолия Баташёва и Раду Русских. Ну, с последними все достаточно прозаично: они принесли в Центральную избирательную комиссию вместо необходимых для самовыдвиженцев 300 тысяч подписей избирателей в свою поддержку порядка… в тысячу раз меньше! Точнее, 313 и 476 автографов соответственно. Из чего можно сделать весьма незамысловатый вывод, что вся история с выдвижением этих блогеров была ничем иным, как достаточно скучным пиаром собственных персон. Правда, остаётся математической загадкой одно обстоятельство: при выдвижении оба кандидата собрали ровно по 500 своих сторонников, причём, нотариально заверенных, которые и обеспечили выдвижение на выборы, а потом не смогли за месяц предвыборной кампании собрать даже с них подписи в свою поддержку.
А вот с несостоявшейся регистрацией выдвиженца «Коммунистов России» Сергея Малинковича и кандидата от партии «Гражданская инициатива» Бориса Надеждина всё куда более драматично. Первый, по собственным заверениям, собрал в поддержку своей персоны 157 тысяч подписей граждан страны. Либеральный же выдвиженец и вовсе якобы заручился поддержкой более чем 200 тысяч избирателей. После чего оба партийных кандидата сдали в ЦИК по разрешенному количеству отобранных и выверенных подписей – по 105 тысяч. В свою очередь, центральный избирком приступил к закрепленной законом проверке представленных документов.
Вердикт ЦИКа был не в пользу обоих соискателей. В Центризбиркоме заявили, что обнаружили 9147 недостоверных подписей избирателей среди тех, которые сдал господин Надеждин. И 8979 недостоверных автографов среди тех, что предоставил товарищ Малинкович. Причем, тут отдельно надо сделать оговорку: достигнув этих показателей, ЦИК приостановил проверку, справедливо считая, что процент брака итак уже превышает допустимый (в районе пятнадцати процентов при разрешённых законом пяти). Заместитель председателя ЦИК Николай Булаев рассказал журналистам, что избирательная комиссия проверяла подписи в поддержку Надеждина 144 часа, а подписи Малинковича – 162 часа. Часть автографов забраковали после проверки в МВД, часть – из-за неправильного заполнения подписных листов, сообщил Булаев. При этом он отдельно сделал акцент на том, что были обнаружены подписи уже умерших людей.
Ещё одним нарушением со стороны несостоявшихся кандидатов стало то обстоятельство, что подписи за них собирали члены избиркомов. Как рассказала председатель Центральной избирательной комиссии Элла Памфилова, один кандидат на этом потерял 2126 подписей, второй – 360 подписей. Сбор подписей членами избиркомов запрещён законом, напомнила председатель комиссии. А потому все провинившиеся коллеги подлежат административному наказанию, что, в свою очередь, повлечёт за собой вывод из комиссии.
Отметим, что накануне сегодняшнего заседания ЦИКа стало известно, что Борис Надеждин признал, что в подписях, сданных в центризбирком для его регистрации на выборах президента, оказалось много брака. Об этом он заявил в беседе с работниками своего предвыборного штаба (видео этой встречи оказалось в распоряжении RT).
Однако на сегодняшнем заседании в своём ответном слове в адрес ЦИК Борис Надеждин заявил, что он де находится на втором месте среди кандидатов в президенты РФ «по всем соцопросам». А потому несостоявшийся кандидат намерен обратиться в Верховный суд, чтобы обжаловать отказ в регистрации. (К слову, Сергей Малинкович полностью принял позицию центризбиркома, заявил о её уважении и спокойно закончил свою кампанию, поблагодарив всех однопартийцев и сторонников за активную работу и поддержку.)
Однако, по оценкам специалистов, перспектив у господина Надеждина весьма мало. И дело даже не в том, что в его подписных листах нашли многочисленный брак. Скорей всего, Борис Борисович и не пытался «отшливовать» свои документы, полагаясь на возможное лояльное отношение к себе со стороны российских властей. Дескать, раз ему дали «зелёный свет» на выдвижение и не «зарубили» не предыдущих этапах выдвижения, значит, сие правило будет работать и дальше. Скорей всего, кстати, именно поэтому представители предвыборного штаба Бориса Надеждина и не присутствовали на процедуре проверки избиркомовцами подписных листов. Но ситуация пошла по сценарию, на котором либерального кандидата ждало разочарование. Так что не исключено, что вся история с его выдвижением была всего лишь ловкой «спецоперацией» для того, чтобы выманить «на живца» тех, кто будет готов финансировать правого критика действующей власти. Замер проведён, представление окончено.