Известный специалист в области конституционного права, один из авторов действующей Конституции Армении, Вардан Погосян, прокомментировал скандальное заявление Никола Пашиняна о мирном договоре с Азербайджаном. Ранее премьер в парламенте раскрыл один из пунктов проекта договора, согласно которому стороны не могут апеллировать к национальным законодательствам в качестве основания невыполнение договоренностей.
Этот вопрос стал актуальным после заявлений оппонентов правительства, которые утверждали, что идея новой Конституции обусловлена давлением со стороны Баку. Азербайджан требует от Армении изменить Основной закон, в котором содержится ссылка на принятую в 1990 году Декларацию о независимости. В преамбуле этой Декларации говорится о необходимости воссоединения Армении и Нагорного Карабаха.
Пашинян с целью опровергнуть доводы оппонентов и сделал небольшой "слив". Эксперт в этой связи не может сказать, как конкретно сформулирован пункт в договоре, и возможно, премьер просто не понимает, что означает "не ссылаться на внутреннее законодательство".
Однако Венская конвенция о международных договорах четко фиксирует, что одна из сторон договора не имеет право ссылаться на свое внутреннее законодательство для неисполнения договора. Речь идет о статье 27 конвенции. Но есть исключение, установленное статьей 46-ой. Данная статья подразумевает, что договор не исполняется, если одно из государств подписало его с нарушением собственных прав, собственной Конституции.
"Я не знаю, что конкретно содержится в проекте мирного договора, о какой ситуации идет речь: օ том, что страны не должны ратифицировать у себя договор, или же это касается дальнейшего действия ратифицированного международного договора? Если первый вариант, то, естественно, этот договор будет противоречить Конституции Армении и изначально не будет иметь никакой правовой силы", - сказал эксперт.
Конституция Армении, в отличие от аналогичных документов многих стран, предусмотрела предварительный конституционный контроль для ратификации того или иного документа. Любой международный договор, подписанный Арменией и подлежащий ратификации, должен быть сначала обсужден и утвержден в Конституционном суде на предмет соответствия Конституции. Если Ереван и Баку в условиях нынешней Конституции Армении подпишут договор, где будут положения, противоречащие основному закону, - а они в частности могут противоречить преамбуле Конституции, - то эти положения КС будет обязан признать антиконституционными.
Но совершенно другая ситуация, когда речь идет лишь о ст. 27-ой Венской конвенции. Если подписывается договор, не противоречащий сегодняшней Конституции Армении, то после ратификации Армения не имеет право не исполнять тот или иной пункт договора, сославшись на внутреннее законодательство. И если сказанное Пашиняном касается всего лишь этого положения, в чем Погосян сомневается, то непонятно, в чем необходимость закрепления этой аксиомы в проекте мирного договора.
Эксперт с недоверием относится к словам премьера о том, что договор с Баку не связан с Конституцией или Декларацией о независимости.
"На мой взгляд, Пашинян хочет отвлечь внимание общества от основной проблемы, возникшей после его заявления о том, что Армении нужна новая Конституция. И упомянутое им положение в проекте мирного договора никак не способно развеять имеющиеся подозрения общества в том, что принятие новой Конституции – требование Азербайджана", - говорит наш собеседник.
Погосян отметил, если Конституцию не поменять полностью, а лишь вносить некоторые поправки в действующую, то ссылку на Декларацию о независимости невозможно убрать. Преамбула не подлежит изменению, как и первые три статьи основного закона.
Однако то, что предлагает Пашинян, - это по сути отказ от общенациональных идей и целей, на которых основана Третья республика. И непонятно, что будет создано после этого – республика или что-то другое. Погосян считает, что власти ставят под угрозу дальнейшее существование государства, и делается это под принуждением Турции и Азербайджана. Впервые в истории власти хотят поменять Конституцию не в контексте внутреннего развития, а под давлением внешних сил. Юрист напоминает, что на Армению со стороны Турции оказывалось давление и после принятия в 1995 году первой Конституции. Однако никому из тогдашнего руководства страны не пришло в голову ее менять.