Найти тему
Удален

Самая опасная дорога России

Старая дорога в Верхнюю Балкарию. Фото мои, из личного архива.
Старая дорога в Верхнюю Балкарию. Фото мои, из личного архива.

Высоко в горах Кавказа, в республике Кабардино-Балкария, на отвесной скале вырезана автомобильная дорога. Это единственный путь в Черекское ущелье, где постоянно проживает несколько тысяч человек. С одной стороны обрыв в двести метров, с другой каменная стена.
Дорогу эту строили целых десять лет, подрывая скалу динамитом, а где-то и вовсе работая ломами и мотыгами. Но обо всем по порядку:
Построили ее местные жители еще в 1895 году. Вернее, в этом году ее торжественно открыли, а история создания начинается еще почти за тридцать лет до этого, в 1868-м.
Балкарцы исторически жили в теплых высокогорных долинах Центрального Кавказа. Жили довольно обособленно от внешнего мира и свободно. Здесь же, в Черекской долине, располагалось самое многочисленное и зажиточное общество горцев, проживавших аж в восемнадцати аулах, выстроенных на солнечных склонах и укрепленных террасах местности. Здесь самый благодатный климат окружающих мест и самые плодородные земли. Но из этой уединенной долины, окруженной высокими горами со всех сторон, вниз на равнину не было прямого пути. Сюда вели только две тропы, через горные перевалы. Очень опасные, труднопреодолимые и, конечно, сезонные. Ведь зимой в горах все тропы, расположенные выше двух тысяч метров над уровнем моря, покрываются метровыми слоями снега. А со склонов сходят лавины, погребая под собой проходимые участки вместе с незадачливыми путниками, отважившимися попробовать преодолеть этот путь.
Но этих троп вполне хватало в затянувшуюся здесь феодальную эпоху. Пока жизнь горских обществ неспешно, и неизменно из века в век, текла по Средневековью.
В 1829 году, горские общества Балкарцев вошли в состав Российской Империи и жизнь потекла совсем по другому. Феодализм оставался в прошлом, уступая место капитализму. Зарождающиеся внешняя торговля и поставки товаров настойчиво требовали сокращенного, постоянного и надежного пути. К 1868-му дорога стала острой необходимостью. Решившись на грандиозный, для своего времени проект, и постановив на народном собрании строительство дороги через неприступную Черекскую теснину, старейшины отправили донесение русскому царю. Путь должен был пройти там, где почти смыкались отвесные скалы, а бурная река, с грохотом перекатывая в русле огромные каменные глыбы, наполняла теснину водяной пылью. Царь ознакомился с донесением, и проект одобрил. Выделил, необходимые для строительства, средства. Но ещё много лет ушло на создание проектной документации и поиски подрядчика. Активное строительство началось только в 1885. Подрядных рабочих остро не хватало и балкарцы работали на стройке века добровольно. От каждой семьи, сменяя друг друга вахтовым методом, работали горцы. Рубили скалы, закладывали взрывчатку, ровняли мотыгами получившийся профиль.
Она прослужила людям больше ста лет, по ней ехали запряженные мулами телеги и первые автомобили. Она пережила Революцию и Великую Отечественную Войну. По ней в советскую эпоху поднимались в аулы выездные фельдшерские пункты на УАЗиках санитарках. По ней спускались советские ПАЗики, обеспечивавшие сообщение с райцентром. Большая часть этой дороги слишком узкая для двух автомобилей и разъехаться невозможно. Шофёры, работавшие здесь вырабатывали необходимые навыки, они знали на каком изгибе серпантина нужно немного постоять, чтобы увидеть, едет ли кто-то навстречу. И если едет, то успеешь ли к следующему широкому месту или нужно остаться здесь и подождать. Всегда обменивались информацией со встречными о едущих сзади, а те, соблюдали дистанцию и ждали в нужных точках. В 90-е годы прошлого века, в связи с возросшим трафиком эксплуатация дороги стала слишком опасной и было принято решение прорубить тоннель сквозь толщу скалы, в обход опасного участка. Закончили тоннель в 1999-м, сдали в эксплуатацию в 2000-м. Дорога в Черекское ущелье стала безопасной. Сегодня по этой дороге проезжают ежедневно тысячи автомобилей, Расширенный профиль там, где это было возможно, бетонные ограждения обрывов и тоннель в обход самого опасного участка исключают случайные происшествия. А по закрытому участку старой дороги можно прогуляться пешком, любуясь открывающимися видами.
На этом участке снимали фильмы. Еще в 1965-м режиссер Станислав Ростоцкий, экранизируя повесть Михаила Юрьевича Лермонтова “Герой нашего времени”, выбрал старую дорогу как локации для сцен проезда Печерина из Тифлиса (Тбилиси) на Северный Кавказ. В фильме это - Военно-Грузинская дорога. Да, Дарьяльское ущелье, где проходит настоящая Военно-Грузинская дорога, безусловно красиво, но таких крутых локаций там нет. Их больше нигде нет, поэтому выбор режиссера совершенно оправдан.

Печерин едет из Тифлиса. Кадр из фильма "Герой нашего времени" 1965 года.
Печерин едет из Тифлиса. Кадр из фильма "Герой нашего времени" 1965 года.
Печерин едет из Тифлиса. Кадр из фильма "Герой нашего времени" 1965 года.
Печерин едет из Тифлиса. Кадр из фильма "Герой нашего времени" 1965 года.

В “нулевые” здесь же, Алексей Балабанов снимал сцены фильма “Война” с Сергеем Бодровым младшим. Сцены, где Иван и Джон избавляясь от разыскиваемого террористами “ЛендРовера”, сбрасывают его в пропасть. Действительно, отсюда он полетел эпично…

Сцена из фильма Алексея Балабанова "Война" 2002г.
Сцена из фильма Алексея Балабанова "Война" 2002г.
Сцена из фильма Алексея Балабанова "Война" 2002г.
Сцена из фильма Алексея Балабанова "Война" 2002г.

Найти, увидеть и даже пройтись по самой опасной дороге России несложно. Это единственная дорога ведущая в горное поселение Верхняя Балкария. А почему единственная, и таковой и останется всегда, я вам уже рассказал. Спасибо! Подписывайтесь на обновления.

Старая дорога в Черекское ущелье. Фото из моего личного архива.
Старая дорога в Черекское ущелье. Фото из моего личного архива.