Найти тему
Всяко разно...

Чтобы транзисторный звук стал ламповым

Недавно автору довелось общаться в сети «В контакте» в группе ценителей качественного звуковоспроизведения. Была затронута тема усилителей с трансформаторным выходом. Трансформатор — это специфическое и дорогое изделие ламповой эпохи звуковоспроизведения.

Поэтому автор, общаясь с коллегами группы скептически отнесся к применению трансформаторных выходных каскадов в наше транзисторное время. Но! Таки утро вечера мудренее. Пришло переосмысление обсуждаемых данных и вот эта статья как его результат. Далее пойдёт речь о в современном транзисторном усилителе с выходным трансформатором.

Основой принципиального переосмысления сути трансформаторного выходного каскада усилителя стали такие данные:

  1. Полученная при обсуждении в группе ссылка https://www.hifiaudio-spb.ru/articles/moi-razmyshleniya-o-hi-fi-khiroyashi-kondo-audio-note-japan/ на статью «Мои размышления о Hi-Fi Хирояши Кондо “Audio Note Japan”»;
  2. Фраза одного из оппонентов автора в группе: «это вы иннженерам Mcintosh скажите.... если что они до сих пор идут с трансформаторным выходом. (оговорюсь-не все)».

По обеим вышеизложенным пунктам выскажу следующее. Данные в них относятся к почти нашим дням, а не к далёкой эпохе ламповых усилителей. Причём и Хирояши Кондо, и фирма Mcintosh на усилителях с трансформаторным выходом зарабатывает деньги. Следовательно, есть повод поразмыслить над упомянутым. Итак…

То, что звучание лампового усилителя заметно приятнее в сравнении с транзисторным отмечается скорее всего подавляющим большинством слушателей. Самый качественный ламповый звук, который слышал автор, это воспроизведение катушечного магнитофона Philips через радиолу «Фестиваль». Упомянутое было давно, в конце 197… годов и типа неправда при сегодняшних усилителях на транзисторах. Однако, восприятие звука весьма субъективно. А для обоснованного преимущества в звучании должны быть какие – либо технические детали.

Для транзисторного звука можно указать на 2 базовых параметра:

- нелинейные искажения (меньше – лучше);

- полоса частот воспроизведения (шире – лучше).

А теперь рассмотрим всю цепочку звуковоспроизведения. Пусть она будет полностью аналоговая. Источник звука – грампластинка, затем вертушка, затем усилитель, затем акустическая система. У грампластинки полоса частот менее 20 кГц. У вертушки с поворотным тонармом нелинейные искажения более 1%, у акустической системы нелинейные искажения более 2%. Тракт усиления современных девайсов на транзисторах обеспечивает исчезающе малый коэффициент гармоник.

В отличие от лампового усилителя с выходным трансформатором, который типа «гадит» своими гармониками от 1,5% и больше. НО! Если транзисторный усилитель без гармоник заменить ламповым с его единицами процентов искажений звук вдруг становится лучше! Чудеса! Получается, существует параметр, который воспринимается на слух существенно заметнее нелинейных искажений. Причём намного существеннее, если судить по единицам процентов гармоник выходных трансформаторов.

Так, где же собака порылась? Хирояши Кондо в упомянутой выше статье среди приятной, но непрактичной информации даёт зацепку. Это – напряжение питания лампы. Почему транзисторный усилитель с более широкой полосой воспроизведения лучше звучит? А потому, что он способен создать более высокую скорость нарастания сигнала на выходе. Но! Широкая полоса для упомянутого вовсе не обязательна. Такую же скорость нарастания сигнала можно получить на более низкой частоте, но при большей амплитуде сигнала.

ИМХО последнее и является определяющим параметром лампового звука. Причём на первичной обмотке выходного трансформатора всегда в наличии сигнал с более высокими скоростями нарастания напряжения, по сравнению с выходным сигналом. Во всяком случае, судя по транзисторным усилителям, на слух как первоочередное преимущество воспринимается именно способность устройства создавать крутые фронты сигнала с максимальным значением dU/dt(где dU- изменение напряжения, а dt -изменение времени), а не его коэффициент гармоник. У ламповых усилителей по причине высокого напряжения питания упомянутая способность существенно выше. Поэтому и звучание у них приятнее.

Далее приведу схему автора для транзисторного усилителя, который, возможно будет звучать как ламповый. Схема чисто теоретическая. Но не фантастическая. Надо просто подобрать/рассчитать номиналы резисторов, и кое-что ещё, что непременно повылазит.

Усилитель с ламповым звучанием
Усилитель с ламповым звучанием

Далее показан высоковольтный полевой транзистор 2SK1317 (Q1, Q2), который можно применить в оконечнике усилителя с напряжением питания 1500 В при наличии таких же по напряжению биполярных транзисторов.

Высоковольтный полевой транзистор
Высоковольтный полевой транзистор

Если в работающей схеме удастся сохранить обратную связь с резисторами R9 и R10, нелинейные искажения выходного трансформатора будут скомпенсированы. Усилитель будет звучать непревзойдённо…