Найти в Дзене

Политическая мысль античности (Платон, Аристотель). Идеальное государство. Политическая концепция.

Оглавление

В учениях великих философов Платона, Аристотеля, Конфуция начинается формирование политологии как науки. Мыслители понимали её как науку о высшем благе человека и государства, о наилучшем государственном устройстве.

Итак, какие же мысли были у Платона насчёт государства?

Философ Платон.
Философ Платон.

https://indasil.club/uploads/posts/2022-11/1669447824_41-indasil-club-p-portret-sokrata-oboi-45.jpg

Идеальное государство Платона.

Древнегреческий философ Платон представлял идеальный государственный строй по аналогии с устройством космоса и человеческой души. Подобно тому, как в человеческой душе есть три начала - разумное, волевое и низменное, так и в обществе при активной поддержке государства должны существовать три сословия:

  1. разумному началу соответствует сословие ученых, правителей и философов;
  2. волевому началу соответствуют воины;
  3. низменное начало порождает сословие ремесленников и земледельцев, которые материально должны поддерживать государство;
-2

Платон считал, что цари-философы должны быть во главе государства, так как их души наполнены разумным началом и они близки к главной идее мира - идее блага и справедливости.

Платон в своём политическом произведении "Государство" писал: "Когда властителями в государстве станут подлинные философы, будет ли их несколько или хотя бы один, нынешними почестями они пренебрегут, считая их низменными и ничего не стоящими, и будут ценить порядочность и ту честь, что с нею связана, но самым великим и необходимым будут считать справедливость; служа ей и умножая ее, устроят они свое государство".

Можно прийти к выводу, что идеалом политического устройства для Платона была "просвещенная монархия", а деспотическую монархию и демократию философ считал наихудшей формой правления.

Особенно радикально он отзывался о демократии: " Когда во главе государства, где демократический строй и жажда свободы, государство это сверх должного опьяняется свободой в неразбавленном виде, а своих должностных лиц карает, если те недостаточно снисходительны и не представляют всем полной свободы... Тирания возникает, конечно, ни из какого другого строя, как из демократии, иначе говоря, из крайней свободы возникает величайшее и жесточайшее рабство".

Полной неудачей окончились попытки Платона осуществить свои мысли, и он убедился в не реалистичности предполагаемой им политической схемы. Даже в 361 г. до н.э. учения великого философа были не приняты из-за огромной отсталости исторических условий от теоретических воззрений.

Хорошо известно то, что политология - достаточно древняя наука, основателем которой является великий Аристотель. Он ввёл в научный оборот термин "политика" и дал ему определение, что это "искусство управления государством".

Политическая концепция Аристотеля.

Философ Аристотель.
Философ Аристотель.

По мнению Аристотеля, государство образуется вследствие потребностей людей из-за их стремления к общению. Философ в отличие от Платона не искал первоначала государства на небесах, а делал выводы, изучая опыт многих реально существовавших в его время государства.

Учения Платона и Аристотеля совершенно разные: у Платона – об идеальном государстве – эталоне, а Аристотеля – о государстве реальном, о государстве существующем, причем в его же историческое время.

Главную задачу политической теории Аристотель видел в том, чтобы отыскать в уже имеющейся исторической практике совершенное государственное устройство, позволяющее достичь общественного блага, политической справедливости, т.е. того, что служит общей пользе. Наилучшим Аристотель считал такое государственное устройство, которое опирается на большинство населения, на средний класс.

В своем произведении «Политика» он писал: В каждом государстве есть три части: очень состоятельные, крайне неимущие и третьи, стоящие посредине между теми и другими... Итак, ясно, что наилучшее государственное устройство то, которое достигается посредством средних, и те государства имеют хороший строй, где средние представлены: в большем количестве... Соединившись с той или другой крайностью, они обеспечивают равновесие и препятствуют перевесу противников. Поэтому величайшим благополучием для государства является то, чтобы его граждане обладали собственностью средней, но достаточной; а в тех случаях, когда они владеют слишком многим, другие же ничего не имеют, возникает либо крайняя демократия, либо олигархия в чистом виде, либо тирания, именно под влиянием противоположных крайностей."

Исходя из этих соображений, Аристотель считал наилучшим устройством государства, так называемую политику, опирающуюся на средний класс и сочетающую положительные черты олигархии и демократии.

Нормативно-ценностный подход – предполагает оценку политических явлений с позиций степени их соответствия нормам морали, принципам справедливости и задачам обеспечения всеобщего блага. Яркими представителями этого метод были Платон и Аристотель, а также другие философы древности. Главные недостатки этого метода – абстрактность, морализаторство, утопизм.