99,9K подписчиков

Шоферская элита СССР: Как жили и сколько зарабатывали советские дальнобойщики международники

422 прочитали

Во времена Союза престижными считались самые разные профессии. Были среди них и такие, которые современная классификация относит к категории «рабочих». К примеру, таковой являлась профессия водителя-международника, т.е. дальнобойщика, осуществляющего перевозки не только внутри страны, но и за её пределами.

Во времена Союза престижными считались самые разные профессии. Были среди них и такие, которые современная классификация относит к категории «рабочих».

Международными грузовыми и пассажирскими автоперевозками в Стране Советов занималось специальное предприятие – «Совтрансавто». С момента своего создания (под данным названием предприятие работало с 1 июля 1968 г.) и до самого распада Советского Союза эта организация была монополистом в области международных перевозок. Отделения «Совтрансавто» работали во всех союзных республиках, имеющих автомобильные пограничные переходы. Согласно данным советской статистики, трудилось в данной структуре по всей стране не менее 15 тыс. человек, из которых примерно 60 % – водители. Именно этих людей, а точнее тех из них, кто отправлялся в зарубежные рейсы, в народе зачастую и называли «софиками».
Работать водителем-международником тогда желали многие. Сейчас считается, что исключительно из-за выезда за границу. Это не совсем так. Конечно, у советских граждан возможностей побывать за рубежом было значительно меньше, чем у нынешних россиян. Выехать более-менее свободно тогда можно было только в страны соцлагеря. Но это было вполне реально. Так что в международные перевозки водители стремились, прежде всего, за хорошими заработками. Впрочем, возможность свободно, без сопровождающих, прокатиться по капиталистическим странам, закрытым для большинства граждан, и привезти кое-какие дефицитные шмотки добавляли данной профессии привлекательности.
Брали, правда, на такую работу далеко не всех. Отбор был достаточно жёстким, но не столько в плане благонадёжности соискателя (хотя кандидаты проверялись и на это), сколько в плане профессионализма. От претендента на должность водителя-международника требовалось:
• быть водителем первого класса;
• иметь права категории С и Е;
• иметь стаж безаварийной работы не менее 5 лет;
• предоставить с предыдущего места работы положительную характеристику.

Во времена Союза престижными считались самые разные профессии. Были среди них и такие, которые современная классификация относит к категории «рабочих».-2

Кроме того, желательно было иметь жену и как минимум одного ребёнка, являться кандидатом в члены КПСС или уже быть членом партии, а также владеть базовыми знаниями (хотя бы в пределах школьной программы) иностранного языка (предпочтение отдавалось немецкому, за ним шли французский и английский).
Последние требования были именно желательными, но не обязательными. Хотя не обходилось и без перегибов. В некоторых отделениях «Совтрансавто» кандидаты не соответствовавшие данным требованиям отметались сразу.
Прошедших первичный отбор сотрудников в тот же день за руль большегрузов или интуристских «Икарусов» не сажали. Сначала было необходимо отработать пару лет слесарем-ремонтником. В этот период кандидаты в «софики» изучали «матчасть» автотранспортных средств и параллельно с работой проходили обязательные курсы. На них будущие водители-международники штудировали иностранный язык (один базовый и необходимый минимум в пределах разговорника на нескольких дополнительных), особенности ПДД и вождения в разных странах. Отдельные занятия были посвящены культуре поведения советского гражданина за рубежом. Их проводили штатные сотрудники КГБ. Таковых в каждом отделении «Совтрансавто» работало минимум два человека.
После успешной сдачи экзаменов водитель получал международные права. Однако сначала его ставили исключительно на внутренние рейсы. И только через пару лет, в случае безаварийной работы и отсутствия прочих нареканий, водитель назначался на рейсы в «загранку». Но и тут был нюанс. Ещё пару лет, путь в капиталистические страны ему был заказан, так что кататься приходилось по странам Восточной Европы. А вот потом (опять же, при безупречном послужном списке) можно было рассчитывать на поездки в Финляндию, Швецию, Западную Германию, Францию и т.д.

Во времена Союза престижными считались самые разные профессии. Были среди них и такие, которые современная классификация относит к категории «рабочих».-3

Сколько конкретно получали водители-международники, сейчас сказать сложно. Их зарплата складывалась из двух частей: оклад + оплата за рейсы. По прошествии стольких лет уже никто не помнит, в какой сумме выражалась первая часть. Однако маловероятно, что оклад был меньше 100 советских рублей и больше 150. Неизвестны и точные суммы дохода по второй части. Говорят, что дальнобойщики возившие грузы внутри страны получали от 500 руб., а зарплата международников могла превышать и 1000.
О высоком уровне жизни шофёрской «элиты» можно было судить по их жилищным условиям. Большинство водителей «Совтрансавто», обслуживающих международные направления, жили либо в кооперативных квартирах, либо в собственных домах. Обставлено это жилье было по тем меркам весьма богато: ковры, импортные мебельные гарнитуры, сервизы, бытовая техника. У большинства «софиков» были и личные автомобили.
Бытует мнение, что у советских водителей-международников помимо официальных были ещё и неплохие приработки от левых заказов, а также от привезённых из-за рубежа и продаваемых на родине шмоток. Но на самом деле «софики» подобными вещами не занимались. Разумеется, на сэкономленные командировочные они привозили подарки или дефицитные вещи себе и ближайшим родственникам. Однако далеко не в каждую поездку. За регулярный ввоз импорта можно было лишиться допуска к загранпоездкам, а то и вообще работы в «Совтрансавто». Что же касается халтуры, то этим промышляли водители на внутренних перевозках. Причём, преимущественно те, кому выезды за пределы Советского Союза по тем или иным причинам «не светили» даже в отдалённой перспективе.