Малоизвестный факт - Сталин приказал расстрелять в том числе, свою бывшую секретаршу.
Секретарша та была армянкой. Ее звали Варсеника (Варвара) Джавадовна Каспарова (Каспарянц). Родом Варсеника была из старинного армянского города Шуша, что в Арцахе (Нагорном Карабахе). Родилась тут в 1888-м году.
Наша героиня относилась к числу так называемой старой гвардии большевиков. Еще с шестнадцати лет участвовала в революционном движении. В 1910-х годах Варсеника жила в эмиграции в Европе, где много встречалась и работала рядом с самим Лениным.
Ее мужем был сам Владислав Минасович Каспаров (Каспарянц) - знаменитый армянский старый большевик, член Заграничного бюро ЦК РСДРП.
С революцией Варсеника вернулась в советскую Россию. И стала работать секретарем у мало кому тогда еще известного Сталина. А также служила в исполкоме женского отделения международного Интернационала. Отвечала за политическую работу в Красной армии. Ее непосредственным руководителем одно время был сам знаменитый армянский революционер, комиссар Степан Шаумян.
В 1920-е годы наша героиня жила предельно тихо, ни в какой внутрипартийной борьбе отроду близко не участвовала. Однако все же Иосиф Виссарионович уже в 1928-м году обвинил ее в троцкизме. Варсеника тогда была арестована. Провела в тюрьме и ссылке почти 8 лет, после чего вышла на свободу.
Впрочем, ненадолго. Уже в 1937-м снова попала под стражу и суд. И получила якобы за терроризм уже десять лет лагерей. Впрочем, на этом история Варсеники не окончилась. В сентябре 1941-го она снова попала под суд. И на этот раз приговорена уже к расстрелу. С подписью лично Сталина под расстрельным документом. Приговор привели в исполнение в удаленном лесу под Орлом ранним утром 11 сентября 1941-го года.
Есть версия, что преследовал и отправил на казнь Сталин свою бывшую секретаршу не просто так. И не потому что всех старых большевиков любил к стенке ставить. А потому что Варсеник Каспарянц, она же Варвара Каспарова, слишком много знала. В том числе, о делах молодого Сталина. Например, что тот в юности являлся завербованным агентом царской охранки и сдавал других революционеров.
А в силу своей предельной армянской честности и откровенности Варвара молчать о проделках лидера государства молчать не могла. Не помогали никакие уговоры и увещевания, даже через ближайших друзей.
Тут еще не забываем, что на Орел, где в тюрьме Варвару держали, уже немцы наступали в сентября 1941-го. Отдать в руки врага акого ценного свидетеля эпохи Сталин точно никак не смог бы...
Существуют воспоминания современников, что Сталин поручал передать Каспаровой, мол, если женщина откажется от слов в его адрес, то он её помилует и сохранит ей жизнь… Однако в ответ на это Каспарова просто вскакивала с тюремной шконки и исступленно кричала:
- Да он - агентом охранники был, я это точно знаю, никогда от слов своих в жизни не откажусь!
Такая вот смелая и храбрая армянская женщина была... Реабилитировали ее посмертно только в 1961-м году. Судьба ее единственного сына Жоржика, пострадавшего за мать, так и осталась навеки неизвестной.