Найти в Дзене
Колеса Даром

«Чёрный ящик» в автомобиле становится обязательным. Пока лишь в Европе

Оглавление

В 60-х годах прошлого века мировая авиация ввела обязательное использование “чёрных ящиков”, регистрирующих и сохраняющих до падения и в момент крушения самолёта все важные параметры полёта и работы авиалайнера, а также разговоры в кабине пилотов. В 2024 году аналогичные устройства должны стать обязательными на борту всех новых автомобилей, продаваемых в Европейском Союзе.

Чёрный ящик для автомобиля называют ещё «Регистратором данных событий» (EDR). Некоторые автопроизводители в последние годы уже устанавливают EDR на свои последние модели. Согласно европейскому законодательству, ещё с июля 2022 года все новые типы автомобилей должны были оснащаться самописцами. А с 7 июля 2024 года все легковые и коммерческие автомобили массой до 3,5 т. должны быть оборудованы EDR при первичной регистрации в дорожной инспекции.

Обычно EDR устанавливается в блоке управления подушками безопасности. Это связано с тем, что все важные данные с различных датчиков в любом случае собираются здесь. Важно, что данные самописца никуда автоматически не передаются, а сохраняются локально в автомобиле.

ЧТО ЗАПИСЫВАЕТ EDR

Датчики обнаруживают и сохраняют данные только в момент аварии. EDR срабатывает тогда, когда изменение скорости (поперечной или продольной) на 8 км/час происходит за мгновение в 0,15 секунды, или фиксируется срабатывание подушек, ремней безопасности, или активируется система “активного капота”. Чёрный ящик автомобиля не ведёт видеозапись и не записывает разговоры в салоне.

«Регистратор данных событий» EDR фиксирует многие важные параметры. Фото: adac.de
«Регистратор данных событий» EDR фиксирует многие важные параметры. Фото: adac.de

За 5 секунд до аварии и 0,3 секунды после столкновения чёрный ящик фиксирует скорость авто, обороты двигателя и угол поворота руля. Кроме того, измеряется положение дроссельной заслонки двигателя (педали акселератора), состояние тормозов, сработка АБС и системы ESP, состояние ремней и подушек безопасности.

А КАК У НАС?

История с чёрными ящиками в автомобилях в России тоже обсуждалась. Ещё в 2016 году отечественные машины хотели начать оснащать бортовыми самописцами. Правительство Медведева тогда одобрило проект, причём данные с EDR планировалось передавать с помощью ГЛОНАСС сразу в ГИБДД.

После того как проект был передан на проработку профильным ведомствам и министерствам, он получил много противоположных оценок и был благополучно забыт. Эксперты тогда отмечали, что самописцы нужны далеко не во всех транспортных средствах. Их польза, возможно, оправдана для пассажирского транспорта междугороднего сообщения, но не для легкового.

Напомним, что в Евросоюзе автобусы и грузовики должны будут оборудоваться чёрными ящиками, начиная с 2026 г. и с 2029 г. соответственно.

ЗАЧЕМ ВСЁ ЭТО

Аварийный эксперт может считать данные EDR. Фото: adac.de
Аварийный эксперт может считать данные EDR. Фото: adac.de

По законам Еврокомиссии о защите данных, информация в чёрном ящике принадлежит владельцу авто. Это значит, что перед считыванием данных с EDR потребуется согласие автовладельца, но в случае серьёзных аварий (с жертвами) прокуратура или суд могут запросить данную информацию без согласия собственника. Аварийные эксперты могут считать данные через интерфейс OBD в автомобиле либо напрямую через блок управления подушек безопасности.

Стоит отметить, что чёрный ящик не может служить единственным источником реконструкции аварии. Основное внимание при раскрытии деталей ДТП всё равно должно уделяться при осмотре места происшествия дорожными инспекторами. Важны и расположение автомобиля, и следы заноса, и повреждения других ТС, и свидетельские показания и многое другое. Данные EDR могут служить лишь дополнительным инструментом для выявления причин аварии.

Так насколько необходим чёрный ящик в автомобиле?🤔

#авто #новости #закон #транспорт #дтп #черный ящик