Найти в Дзене

Говорят, «Москва» не настоящая! Что мы знаем о гостинице «Москва»?

Уважаемые читатели, не покривлю душой, назвав гостиницу «Москва» одним из символов города Москвы.

Уважаемые читатели, не покривлю душой, назвав гостиницу «Москва» одним из символов города Москвы. Находясь в самом центре столицы, построенная по проекту архитекторов Леонида Савельева, Освальда Стапрана и Алексея Щусева, она является одной из крупнейших гостиниц города.

Здание, которое раньше было гостиницей "Москва" (фото из открытых источников)
Здание, которое раньше было гостиницей "Москва" (фото из открытых источников)

Это был грандиозный проект. «Москва» должна была стать антиподом «проклятому» и «упадническому» дореволюционному зодчеству: гостиницам «Националь» и «Метрополь».

Здание, размером с целый квартал, предполагалось возвести на месте одного из самых антисанитарных районов города – Охотного Ряда.

В начале ХХ века территория Охотного Ряда была сплошь застроена лавками и деревянными строениями. И это рядом с Кремлем, ну согласитесь: не комильфо.

Уважаемые читатели, не покривлю душой, назвав гостиницу «Москва» одним из символов города Москвы.-3
Охотный Ряд, будущая Манежная площадь, 1900-е годы (фото из открытых источников)
Охотный Ряд, будущая Манежная площадь, 1900-е годы (фото из открытых источников)

Так за чем же дело стало? Снести все до основания. А затем возвести наше Советское здание! Но не все так просто.

Масштаб был так грандиозен, что в проект было включено уже имеющееся здание «Гранд-Отеля» (гостиницы «Большая Московская»).

Здание "Гранд Отеля" в Москве (фото из открытых источников)
Здание "Гранд Отеля" в Москве (фото из открытых источников)

А само строительство планировали вести в три очереди. Первой должна была возводиться часть здания, выходящая на улицу Охотный Ряд и Манежную площадь (которой тогда еще не существовало: снос зданий для создания Манежной площади начался в 1932 году).

Снос квартала на будущей Манежной площади и строительство гостиницы «Москва», 30-е годы (Марк Марков-Гринберг / ГНИМА им. А. В. Щусева)
Снос квартала на будущей Манежной площади и строительство гостиницы «Москва», 30-е годы (Марк Марков-Гринберг / ГНИМА им. А. В. Щусева)

Затем должна была появиться круглая часть, выходящая на Театральную площадь, к третьей, последней, очереди отнесли реконструкцию и надстройку здания «Гранд-отеля».

Архитекторы сочинили сложный проект: главный фасад имел 14 этажей; корпус, выходящий на Охотный Ряд — 10.

Строительство гостиницы «Москва» начали в 1932году.

Строительство гостиницы "Москва". На переднем плане здание "Гранд Отеля" 1933 год (фото из открытых источников)
Строительство гостиницы "Москва". На переднем плане здание "Гранд Отеля" 1933 год (фото из открытых источников)
Почти тот же ракурс, но через год (фото из открытых источников)
Почти тот же ракурс, но через год (фото из открытых источников)

В 1938 году гостиница получила выход на Манежную площадь, образованную после сноса целого квартала.

А вот строительство второй очереди начали аж в 1968 году. Окончательно гостиница была сдана в эксплуатацию в 1977 году, к 60-летию Октябрьской революции.

Снос "Гранд-Отеля", 1968 г. (фото из открытых источников)
Снос "Гранд-Отеля", 1968 г. (фото из открытых источников)

История гостиницы «Москва» закончилась в 2004 году, когда она погибла под напором «эффективного менеджера» и по совместительству градоначальника Ю.М. Лужкова. Им было принято решение снести историческое здание и на его месте возвести новодел. Ну так принято у этих менеджеров.

Строительство нового здания гостиницы было завершено в 2013 г., но, как Вы понимаете, это уже не «Москва», там сейчас разместились «4 сезона».

Легенда.

Внимательный путешественник обязательно увидит асимметрию здания, вернее разницу двух башен на фасаде, выходящем на Манежную площадь.

Фасад гостиницы "Москва", выходящий на Манежную площадь. Заметьте разницу.
Фасад гостиницы "Москва", выходящий на Манежную площадь. Заметьте разницу.

Существует легенда, что проект гостиницы представили на утверждение Сталину. На согласование ему представили проект главного фасада с двумя вариантами оформления на одном чертеже, разделенном вертикальной линией ровно посередине. Справа на чертеже был изображен более строгий вариант, а слева – проект с бо́льшим количеством декоративных деталей.

Утвердительную надпись отец народов поставил посредине. Это было кошмаром! Ну не уточнять же какой именно фасад следует строить, так и возвели разные.

Однако это всего лишь красивая легенда. Асимметрия фасада обусловлена исключительно технологическими причинами.

При строительстве второй очереди было решено использовать имеющееся здание «Гранд-Отеля», лишь достроив несколько этажей. Да вот незадача: при возведении 11 этажа стены старой гостиницы начали трескаться. Как оказалось, стены дореволюционной постройки, с виду такие массивные и прочные, на самом деле оказались полые. Пространство между внешним и внутренним кирпичными слоями было заполнено строительным мусором.

Архитекторам в «пожарном порядке» пришлось решать задачу по укреплению стен и максимальному облегчению строящейся части гостиницы. Именно поэтому были заложены оконные проемы на первых этажах и убран декор правой башни.

Спасибо, что прочитали, не забудьте лайкнуть.