Иван Айвазовский известен во всем мире своими морскими видами. Однако в творчестве этого мастера есть малоизвестные работы, которые способны удивить даже самого искушенного знатока живописи.
Первые эксперименты с изображением снега Айвазовский начал еще 1840-х годах, задолго до появления таких корифеев Русского национального пейзажа, как Шишкин, Саврасов, Поленов или Левитан.
Даже старший современник Айвазовского, другой великий художник Карл Брюллов, чьей кисти, казалось, были подвластны все явления природы, говорил в этот же период, что "сколько снег не пиши, все выйдет одно молоко".
Выходит, что своими снежными пейзажами Айвазовский превзошел даже автора "Последнего дня Помпеи".
Есть в творчестве великого Русского мариниста и очень модные в Европейском искусстве XIX века восточные мотивы.
Они выгодно отличаются от очень эффектных, но рафинированных и манерных работ современных Айвазовскому европейских ориенталистов (например, Жана-Леона Жерома) своим приближением к реальности.
Не вызывает сомнения, что если бы Иван Айвазовский уделил больше внимания восточным мотивам в своем творчестве, то прославился бы и в этом направлении живописи.
На мой взгляд, этот потрясающий горный пейзаж завораживает не меньше гениальных морских видов художника.
Однако больше всего меня удивила вот эта жанровая юмористическая картина Ивана Айвазовского:
Мы видим здесь подвыпивших зажиточных крестьян из южных губерний Российской империи, возвращающихся со свадьбы.
При этом мужчина хочет пригубить что-то горячительное, прихваченное, судя по всему, со свадебного стола. Но супруга хватает его за руку и хочет отнять бутылку.
Теплый юмор и легкий сарказм Ивана Айвазовского поднимается здесь до уровня Павла Федотова, автора знаменитого "Сватовства майора".
Есть в творчестве нашего героя и портреты, и даже религиозные композиции и т.п. Но поскольку хороших морских романтиков в мировой живописи можно пересчитать на пальцах одной руки, и Айвазовский по праву лучший из них, то можно не сожалеть о том, что Иван Константинович не стал распылять талант на другие жанры живописи.