Один мой товарищ, который в свое время уволился из армии и устроился в полицию, проработав там несколько лет на оперативной должности, вспоминает эту службу как страшный сон. Пропадал на службе сутками, жена заела. Недостающие до пенсии "календари" он добивал уже в ГУФСИН, инспектором по боевой и физ.подготовке. Не выдержал в полиции, не справился, хотя мужчина крепкий и стрессоустойчивый, спортсмен.
И хотя тема нехватки сотрудников в полиции до последнего времени руководством МВД не особо афишировалась, но долго такую проблему скрыть оказалось невозможным. Люди из полиции уходят, массово, а в наполнении штатных расписаний возникают "дыры".
Еще в ноябре 2022 года министр МВД В.Колокольцев отмечал, что кадровый дефицит в ведомстве составляет 90 тыс. человек. Молчал столько лет, но тут не выдержал, даже у министра молчалка сломалась. Разбегаются ряды.
Владимир Александрович сказал:
"Я прекрасно понимаю — некомплект личного состава очень большой. Я бы сказал, что он уже является критическим... В августе из МВД уволились пять тысяч человек — это средняя штатная численность одного регионального управления..."
В октябре 2023 года начальник финансово-экономического департамента ведомства Ирина Кальбфляйш заявила, что в российском МВД не хватает уже 100 тысяч сотрудников. И это несмотря на то, что с 1 октября 2023 года зарплата сотрудников МВД выросла на 10,5%. Зимой 2024 года отток сотрудников продолжился.
Так, например, 5 марта 2024 года начальник ГУ МВД по Новосибирской области Андрей Кульков на сессии регионального заксобрания отметил, что имеется 27% дефицита сотрудников патрульно-постовой службы, 22,6% сотрудников уголовного розыска. А в целом, по новосибирскому ГУ МВД не хватает 16,4% младшего и среднего нач.состава. И это только в одном регионе.
Должности есть — людей нет. Куда же они делись? Ведь после того, как милицию переименовали в полицию и подняли заработную плату для сотрудников — в полиции вроде стало служить престижно. Что случилось? Почему люди уходят с этой службы?
Одна из главных проблем, на которую указывают все высшие начальники МВД — неконкурентный и низкий уровень зарплаты. Она со временем перестала поспевать за ростом цен, уровнем жизни и других зарплат. Так начальник отдела МВД по Советскому району города Александр Панченко с горечью отметил: "В „Красном белом“ охранник получает 100 тыс., а у нас сотрудники — 50 тыс."
Несмотря на кадровый голод, плановая индексация выплат полицейским в 2024 году не была предусмотрена. Законопроект об этом был даже принят депутатами в первом чтении. На заседании Государственной Думы, при рассмотрении бюджета на 2024 год, начальник ФЭД МВД Кальбфляйш отчаянно попыталась защитить честь ведомства:
"Уровень денежного довольствия, заработной платы в нашем ведомстве, мягко говоря, уже не то что неконкурентоспособный, об этом уже даже сложно говорить... Остро и актуально стоит вопрос наличия полицейского на улице!"
Ирине Давыдовне удалось уговорить депутатов создать дополнительный законопроект и принять закон, в соответствии с которым с 1 октября 2024 года денежное довольствие военнослужащих и приравненных к ним лиц будет проиндексировано аж на 4,5 %. И речь идет не о зарплате целиком (как многие думают), а об окладах.
Четыре года зарплата у полицейских вообще не индексировалась, как говорят бывшие сотрудники, при этом многие льготы еще до перевода милиции в полицию были отменены (заменены на "монетизацию", которая со временем обернулась пшиком), а штаты на "земле" сокращены.
От автора. Реформа МВД провалилась, пишут. А какая реформа у нас не провалилась? Причем, сами реформаторы на жизнь не жалуются, а жизнь бюджетников в России ухудшается с каждым годом. За примерами далеко ходить не надо, "оптимизация" медицины, работа учителей...
В целом, статистики по всей России на 2024 год еще нет, но депутат ГД Леонид Иванович Калашников 24 марта 2024 года заявил, что в МВД сейчас нехватка сотрудников — 30% (видимо, что-то знает).
Еще один бич МВД (про который начальники говорить не любят) — излишняя забюрократированность служб и рост бумажной отчетности. На каждый чих надо писать бумажку, а на эту бумажку — новую бумажку. Началось это, пожалуй, при министре МВД Р.Нургалиеве (старом аппаратчике еще со времен службы в КГБ-ФСБ), а его последователь в должности, Владимир Александрович, ударно развивал и раздувал сей бюрократический аппарат.
Службы погрязли в бумажной работе, вместо того, чтобы всё время на службе заниматься тем, чем им положено — ловить преступников. Усилился и контроль, а также контроль над контролем. Как говорит бывший опер А.К.: "На одного рядового сотрудника по три начальника и каждый требует докладов. Контролирующих служб больше, чем рабочих подразделений."
Причем, на полковничьи и генеральские должности нехватки кандидатов нет, все должности заняты. Нет проблем и с нехваткой сотрудников в межрегиональных окружных главках, которые на "земле" не работают, а занимаются статистикой и проверками.
Да и у министра МВД целых семь заместителей, и все в генеральских должностях, а Главных Управлений — 11 штук + 7 департаментов + 7 управлений + НЦБ Интерпола. Чем выше — тем красивее золотые тиснения, а на "земле"... Не хватает не только постовых и оперов, не хватает участковых, дознавателей, следователей, водителей, конвойных, дежурных и их помощников и т.д.
Не хватает полицейских, что это значит? Это значит, что время прибытия наряда полиции и СОГ на место преступления увеличивается. Это значит, что пеший или автомобильный патруль не сможет пресечь правонарушение и преступление, попавшее в зону прямой видимости, т.к. наряд просто отсутствует в наличии.
Это значит, что нагрузка из-за отсутствия недостающих наваливается на остальных и они не всегда выдерживают эту нагрузку. Проще махнуть на все рукой и уйти в курьеры, охранники, телохранители, коллекторы или в банковскую безопасность. Зарплата больше, в 2-3 раза, забот и хлопот меньше. Кто-то подписал контракт с МО. Мой приятель, который ушел из полиции, сейчас работает водителем-экспедитором, возит на "дальняк" автозапчасти, не жалуется.
Те, кто еще служат, мечтают добить свои 20 или 25 "календарей" и, перекрестившись, навсегда покинуть службу. Понятно, что пенсии на жизнь не хватит, но её никто и не отберет до конца жизни, хоть какая-то опора есть.
Пенсионеру можно устроиться обратно в УМВД гражданским специалистом (платят мало, для самых ленивых, зато ответственности нет), если ты, к примеру, майор на пенсии. Или начальником в какую-нибудь СБ — если ты пенсионер-полковник. Или охранником опять же, куда угодно, если ты бывший сержант или прапорщик.
Что предпринимается сейчас для удержания действующих сотрудников?
Сейчас несколько упрощены условия поступления граждан на службу в органы внутренних дел. Предельный возраст приема на работу рядовых и младшего начальствующего состава был повышен до 50 лет с прежних 35 (до реформы было 40) лет, среднего и старшего начальствующего состава — до 55 лет. Кроме того, было озвучено, что в МВД готовы взять сотрудников, получивших ранения при выполнении задач в особых условиях и признанных не годными к службе по состоянию здоровья (направления в отделе кадров им дадут, а кто их пропустит на мед.комиссии — тот еще вопрос).
Ах, да, новообращенные граждане РФ сейчас активно стараются попасть в органы внутренних дел. Но их пока немного, погоды не делают. Всё же без знания русского языка ну никак в полицию не возьмут, даже при блестящей характеристике от главы диаспоры, заместителя главного муфтия России и от ЖЭКа, где он работал дворником до новообращения.
Так же ведомство отменило обязательное ранее личное поручительство. И что, сильно помогло? Вроде не очень сильно. Всё равно массово увольняются.
Что еще можно сделать? А, ну да, повысить приёмный возраст до 60-65. И есть еще куда расти. Есть вообще идеальный вариант — вообще запретить увольняться, а новых набирать по призыву, из числа получивших среднее и высшее образование. Что же они еще могут придумать, эти умные и замечательные начальники МВД.
Но, увы, столько власти у них пока еще нет, суверенную демократию никто не отменял и осадное положение не введено.
А что может помочь в реальности?
Ну для начала версия из разряда фантастических — из всех координационных главков в приказном порядке отправить сотрудников на "землю", на усиление (думается, что это количество с лихвой заполнит недостачу). А вместо них посадить гражданских девочек, бумажки перебирать и отчеты отправлять. Девочки справятся, а за зарплату в 50 тыс.руб будут работать с удвоенной энергией, каждая за пятерых.
А эти сотрудники пусть усиливают патрули, стоят на постах, занимаются оперативной работой (у них же в удостоверениях написано, что имеют право на хранение и ношение, так пусть носят его на постах). Ну отчего же не помесить паркетными туфлями грязь, по притонам, подвалам и чердакам полазать, пьяному обрезу в ствол посмотреть, поездить на все бытовые, поножовщину, убийства, узнать, как пахнет бомж на допросе?
Но вы понимаете, что это в бюрократическом ведомстве невозможно. Во первых, практического толка от них на "земле" не будет. Сначала будут надменно дерзить товарищам с "земли", мешать работе, а потом разноются, быстро перегорят, как "лампочки Ильича" и со временем как-то снова окажутся в кабинетных. А во-вторых, и, пожалуй, это главнее: "Начальство и обслугу трогать не моги". Кесарю кесарево — слесарю слесарево.
Ну ладно. Этих трогать нельзя. Но можно пригласить на службу десятки тысяч бывших сотрудников, которые обладают громадным опытом, но которые, по различным причинам, уволились со службы. Но пойдут ли они в нынешних условиях?
Можно пригласить на службу пенсионеров МВД (с оставлением пенсии + зарплата + упрощенная медкомиссия + доп.льготы). Но много ли из них смогут полноценно служить даже по облегченным требованиям к здоровью? Со своими язвами, гастритами, разрушенными хрусталиками, сосудами, изношенным сердцем?
И бюрократия никуда не делась. Не знаем, как сейчас в полиции в этом плане, но в Росгвардии бывших сотрудников СОБР приглашали на контракт в 3 года, в подразделения новых территорий РФ, но на предложенные условия согласились немногие. Половина разворачивалась после того, как им кадровички предлагали заполнить пачку анкет, как когда-то в 90-х-2000-х, при поступлении. А впереди еще маячило полгода трудоустройства (вместе с проверками и мед.комиссией), да и в дальних неспокойных провинциях. В общем, плюнули.
А что можно сделать? С учетом того, что в бюджете на поднятие зарплаты и даже на нормальную индексацию денег нет. В условиях современных вызовов? Что ещё можно сделать? Как вы думаете, товарищи? Не знаете? Ну если вы не знаете, откуда начальству знать, как выйти из тупика, в который сами себя загнали? Картинку красивую видели в статье? Про "молодого, сильного, энергичного", которого очень ждёт вот эта красивая пара в погонах? Одна надежда на эту картинку.