Найти в Дзене
Свет с Востока

Палестина, Израиль. Это где? Часть 5

В предыдущей части этой статьи говорилось о том, что израильтяне потеряли свое государство, свою родину – Иудею. В этой части мы узнаем, как Иудея стала Палестиной. Но сначала рассмотрим Вторую Иудейскую войну. Ее основные события протекали за пределами Земли обетованной, но без нее невозможно понять, что представлял собой иудаизм начала нашей эры. А представлял он собой полную и бескомпромиссную альтернативу греко-римской цивилизации. В наше время вновь возродилось противостояние языческого Запада и монотеистического Востока, и история этого противостояния сегодня более чем актуальна. В годы правления Императора Траяна (98-117 годы н.э.) на Ближнем Востоке в границах Римской Империи началось масштабное восстание иудейской диаспоры, известное как «Вторая Иудейская война» (115–117 гг. н.э.). Евреи обычно называют его «Восстанием в изгнании (диаспоре)», т.к. основные очаги Восстания находились за пределами Иудеи – в тех провинциях Римской Империи, в которых существовали крупные иудейские
Оглавление

Валерий Подмаско

В предыдущей части этой статьи говорилось о том, что израильтяне потеряли свое государство, свою родину – Иудею. В этой части мы узнаем, как Иудея стала Палестиной. Но сначала рассмотрим Вторую Иудейскую войну. Ее основные события протекали за пределами Земли обетованной, но без нее невозможно понять, что представлял собой иудаизм начала нашей эры. А представлял он собой полную и бескомпромиссную альтернативу греко-римской цивилизации. В наше время вновь возродилось противостояние языческого Запада и монотеистического Востока, и история этого противостояния сегодня более чем актуальна.

Парфянский поход Траяна и Вторая Иудейская война

В годы правления Императора Траяна (98-117 годы н.э.) на Ближнем Востоке в границах Римской Империи началось масштабное восстание иудейской диаспоры, известное как «Вторая Иудейская война» (115–117 гг. н.э.). Евреи обычно называют его «Восстанием в изгнании (диаспоре)», т.к. основные очаги Восстания находились за пределами Иудеи – в тех провинциях Римской Империи, в которых существовали крупные иудейские общины (Киренаика, Мармарика, Египет, Кипр, Месопотамия). Другое название этого Восстания – «Война Квиета». Так Восстание названо в Талмуде. Луций Квиет (лат. Lusius Quietus) – это римский полководец, который подавил иудейское восстание в Месопотамии, а затем и в Иудее. Напряжение между иудейским и местным греческим, а затем и римским населением крупнейших городов Ближнего Востока существовало всегда, но в течение I века н.э. оно непрерывно возрастало. Первая Иудейская война 66-73 года до н.э. ускорила этот процесс, и на рубеже I и II веков н.э. в любом городе иудейского рассеяния было достаточно искры, чтобы разгорелось пламя иудейских или эллинских кровавых погромов.

Рис. 1. Голова Императора Траяна (период правления: 98-117 годы н.э.) – фрагмент античной статуи. Глиптотека. Мюнхен. Германия
Рис. 1. Голова Императора Траяна (период правления: 98-117 годы н.э.) – фрагмент античной статуи. Глиптотека. Мюнхен. Германия

В октябре 113 года н.э. Император Траян отправился в Восточный поход против Парфянской Империи и Армении. Причиной войны был захват парфянами приграничных государств, находившихся в клиентской зависимости от Рима. Наиболее остро Рим воспринял коронацию армянского царя парфянами. Траян считал, что делать это был вправе только Император Рима. В том же году Траян прибыл в Антиохию (Сирия), которая служила местом сбора римских легионов, участвующих в кампании, и начал подготовку к военным действиям. Общая численность войск, собранных для участия в кампании, достигала 80 или даже 100 тысяч человек.

В следующем 114 году Траян во главе римских войск двинулся в Армению и захватил ее столицу Артаксату. Он без боя овладел всей Арменией и превратил ее в римскую провинцию. В 115 году Траян двинул свои войска на юг – в Месопотамию. По приказу Траяна римляне на повозках перевезли разборные корабли, которые собрали на берегу Евфрата. Так Траян стал первым полководцем, который использовал для завоевания Месопотамии флот.

В том же 115 году н.э., когда Траян покорял Армению и Северную Месопотамию, в Киренаике (Восточная Ливия) началось восстание иудеев. Киренаика и остров Крит тогда входили в состав одной сенатской провинции, губернатор которой имел титул проконсула. Провинция так и называлась «Крит и Киренаика» (лат. «Creta et Cyrenaica»). В Северной Киренаике находилось Пятиградие (гр. «Πενντάπολις» – «Пентаполис»), состоявшее из эллинистических городов: Береника (совр. Бенгази), Арсиноя (совр. Тикра), Птолемаида (совр. Тахира), Апполония Киренская (Кирена) и Дарнида. Города-государства Пятиградия обладали автономией в составе Птолемеевского Египта, а затем в составе Римской Империи. В них доминировали греки. Римлян тогда в Киренаике было очень мало. Второй по численности религиозно-этнической группой были иудеи. Иудейские общины обладали ограниченной автономией в рамках эллинистических городов-государств. Во главе каждой иудейской общины стоял этнарх и архонты. Местное ливийское население гражданскими правами не обладало.

Рис. 2. Римская Империя в 117 году н.э. – в последний год правления Императора Траяна. Желтым цветом на карте выделена провинция «Крит и Киренаика»
Рис. 2. Римская Империя в 117 году н.э. – в последний год правления Императора Траяна. Желтым цветом на карте выделена провинция «Крит и Киренаика»

Иудейские общины Киренаики, прежде всего Пентаполиса, стали социальной базой Иудейского восстания. Восстание возглавил некий «Лукуас» («Лука»). Иудеи разрушили все языческие храмы, включая храмы греческих, египетских и римских богов. Они разрушили все, что воплощало собой эллинистическую и римскую цивилизацию: гимнасии, базилики, термы, агоры (форумы) и т.д. Но это еще не все. Иудеи перерезали все или почти все языческое население Пентаполиса и Киренаики: греков, римлян, христиан и несчастных ливийских крестьян. Масштабы депопуляции Киренаики после местного иудейского восстания были таковы, что преемнику Императора Траяна Императору Адриану (период правления: 117-138 годы н.э.) для того, чтобы восстановить прежнее сельскохозяйственное производство, понадобилось в массе завозить и расселять крестьян из Малой Азии и Сирии, а также создавать новые колонии. Дион Кассий в своей «Римской Истории» (LXVIII:32) вообще пишет про мятежников ужасные вещи: «Иудеи, которые жили в Киренаике… перебили римлян и греков, съели их тела и внутренности, натирались их кровью и покрывались их кожей вместо одежды. Они распилили многих сверху вниз, бросали других зверям и вынудили некоторых сражаться в качестве гладиаторов, так что погубили около 220 тысяч». Лично я подозреваю, что Дион Кассий сильно преувеличивает. Правоверный иудей не будет делать подобное даже с заклятыми врагами, но думаю, что ненависть иудеев к язычникам и язычников к иудеям в тогдашней Киренаике выходила далеко за любые пределы, установленные какой-либо моралью.

Очень скоро огонь Восстания был перенесен из Киренаики на Кипр, в Египет и в многострадальную Иудею. На Кипре мятежные иудеи во главе с неким Артемионом овладели островом и, согласно сведениям того же Диона Кассия, убили 200 000 римлян и греков. Вместе с язычниками восставшие иудеи убивали и христиан. Например, на Кипре центром христианства был город Саламин. Когда восставшие иудеи захватили город, они перебили всех его жителей, включая христиан.

Тем временем поход Траяна протекал очень успешно. В 116 году римляне, сплавившись по Евфрату, подошли к самому узкому месту, отделяющему Евфрат от Тигра, волоком перетащили весь свой флот в Тигр и захватили столицу Парфии Ктесифон. По Тигру Траян спустился к самому Персидскому заливу, а затем поднялся по Евфрату в Вавилон, а оттуда по суше снова отправился в Ктесифон, где при большом стечении местных жителей назначил Царем Парфии Парфамаспата. На завоеванных территориях Траян в дополнение к провинции «Армения» добавил еще две вновь образованные – «Месопотамию» и «Ассирию». Так Рим на короткое время подгреб под себя те земли, на которых зародилась цивилизация.

Рис. 3. Золотая монета ауреус Императора Траяна 116–117 годов н.э. с легендой «PARTHIA CAPTA», т.е. «Парфия захваченная», выпущенная в честь победы в войне с Парфией. На аверсе ауреуса изображен бюст Траяна в лавровом венке. На реверсе – пленные парфяне под трофеем «Spolia opima», который традиционно приносился римлянами в дар Юпитеру Феретрийскому
Рис. 3. Золотая монета ауреус Императора Траяна 116–117 годов н.э. с легендой «PARTHIA CAPTA», т.е. «Парфия захваченная», выпущенная в честь победы в войне с Парфией. На аверсе ауреуса изображен бюст Траяна в лавровом венке. На реверсе – пленные парфяне под трофеем «Spolia opima», который традиционно приносился римлянами в дар Юпитеру Феретрийскому

В 116-117 годах н.э. по мере продвижения римских войск вглубь Парфии у них в тылу начались неожиданные иудейские восстания. Дело в том, что в захваченных римлянами городах Арбела (Царства Адиабена), Нисибис, Эдесса (Царство Коммагена) и Селевкия на Тигре и пр. существовали древние иудейские общины, а правители Адиабена даже приняли иудаизм в I веке н.э. Иудеи этих городов восстали против римлян. Однако здесь иудеи принимали в свои ряды парфян и представителей других народов, готовых драться с римлянами. Исключение составляли все те же греки, римляне и христиане. Их резали, как и в Киренаике и на Крите. Другое дело, что здесь греков, римлян и христиан было меньше. Восставшие нападали на небольшие римские гарнизоны, обозы, грабили и сжигали незащищенные города и поселения. Справедливо полагая, что вслед за иудеями восстанут парфяне и другие народы Месопотамии, Траян направил на подавление Иудейского восстания войска под руководством уже упомянутого мною Луция Квиета, который довольно быстро умиротворил иудеев Месопотамии и их союзников.

Рис. 4. Александрия Египетская в начале нашей эры
Рис. 4. Александрия Египетская в начале нашей эры

Пока Траян побеждал на востоке, на западе дела у римлян обстояли отвратительно. Разбитые в Киренаике римские войска бежали в Александрию, где устроили кровавый погром, перерезав большинство александрийских иудеев и частично разрушив город. Учитывая тот факт, что иудейская община Александрии была крупнейшей иудейской общиной Римской Империи за пределами Иудеи, количество жертв резни, очевидно, достигало нескольких сот тысяч человек. Узнав о произошедшем, Лукуас – вождь иудеев Киренаики, в начале 116 года н.э. отправился во главе войска мятежников-иудеев в Александрию. Римляне оставили город, и войска Лукуаса беспрепятственно вошли в него, устроив кровавую баню грекам, римлянам и христианам. Всего было убито свыше 200 тысяч. В довершение ко всему иудеи подожгли Александрию. Сгорели все или большинство языческих храмов, а также гробница Гнея Помпея. Красивейший город Восточного Средиземноморья обезлюдел и превратился в обгорелые руины. Но самым плохим для Траяна было то, что мятежники перекрыли поставки египетского хлеба в Рим, чем поставили под удар его репутацию как Императора.

Император Траян отправил префекта претория Квинта Марция Турбо на умиротворение Киренаики, Кипра и Египта. К осени 117 года н.э. Марцию удалось большой кровью восстановить контроль в этих регионах Империи. При этом потери римлян составили около 20 тысяч человек. Понятно, что в репрессиях со стороны римлян недостатка не было. Например, на Кипре все иудеи были полностью перебиты. На будущее им вообще было запрещено не только жить, но даже появляться на острове. Иудею, попавшему на остров, грозила немедленная смертная казнь, даже если он оказался там в результате кораблекрушения. Существенно ухудшилось положение иудеев в Александрии. Ее иудейская община утратила лидерство в диаспоре, уступив свои позиции Вавилону, который ненадолго стал римским.

Рис. 5. Восстание в иудейской диаспоре Ближнего Востока (Вторая Иудейская война) 115-117 годов н.э. Коричневым цветом обозначены территории, охваченные Восстанием. Черными точками в желтом кольце обозначены главные центры Иудейского восстания. Красными стрелками обозначены главные направления ударов римской армии
Рис. 5. Восстание в иудейской диаспоре Ближнего Востока (Вторая Иудейская война) 115-117 годов н.э. Коричневым цветом обозначены территории, охваченные Восстанием. Черными точками в желтом кольце обозначены главные центры Иудейского восстания. Красными стрелками обозначены главные направления ударов римской армии

После подавления восстания в Киренаике, на Крите и в Египте иудейский вождь Лукуас с каким-то количеством своих соратников бежит в Иудею, где уже началось местное иудейское восстание под предводительством неких Юлиана и Паппа. Квинт Марций Турбо, преследуя Лукуаса, настигает его уже в Иудее. Марцию удается уничтожить основные силы восставших, схватить и казнить Лукуаса. За успехи Траян назначает его консулом и губернатором Иудеи. Следует подчеркнуть, что наместником Иудеи впервые в истории Рима был назначен военный такого высокого звания. Это свидетельствовало о признании Траяном ключевого значения Иудеи для всего Ближневосточного региона. Между тем с севера в Иудею вошли войска Луция Квиета, успешно подавившего восстание иудеев в Месопотамии. Квиет подошел к городу Лидда (Лод), расположенному на римской дороге из Кесарии Приморской в Иерусалим. В Лидде засели остатки восставших иудеев во главе с Юлианом и Паппом. Квиет осадил город. Когда Лидда была взята, все руководители иудеев были казнены. Поголовной резни в городе почему-то не было. Римляне даже не разрушили город. Все эти беды обрушились на Лидду лишь после следующего иудейского восстания – Восстания Бар-Кохбы.

Смерть Траяна. Итоги Восстания в диаспоре

В начале 117 года Траян поворачивает свои войска на север и идет к небольшому, но хорошо укрепленному арабскому городу Хатра (Атра) и осаждает его. Осада длится все лето 117 года н.э. Траян переносит тепловой удар, после которого он уже не мог оправиться, и он собирается домой в Рим, чтобы там поправить покачнувшееся здоровье. Видимо, уже на корабле в Средиземном море ему стало совсем плохо, и его высадили в городе Селин в Киликии, где он и умер 11 августа 117 года н.э. Смерть Траяна какое-то время скрывали, но в конце концов новым Императором Сенат избрал Адриана (период правления: 117-138 годы н.э.). В момент смерти Траяна он находился в Антиохии и командовал римскими войсками в Сирии. Смерть Траяна вынудила римлян сдать часть своих позиций: в 118 году Император Адриан оставил парфянам провинции Месопотамия и Ассирия, а также восточную часть Армении. В том же году умер Луций Квиет. Есть гипотеза, согласно которой Квиет был убит по приказу Императора Адриана, который мог узреть в удачливом военачальнике своего соперника в борьбе за престол.

Рис. 6. Колонна Траяна, воздвигнутая в 113 году на Форуме Траяна в честь победы над даками, которая предшествовала победам Траяна над парфянами. Рим. Италия
Рис. 6. Колонна Траяна, воздвигнутая в 113 году на Форуме Траяна в честь победы над даками, которая предшествовала победам Траяна над парфянами. Рим. Италия

Окончательное замирение иудейской диаспоры Ближнего Востока произошло только к концу 118 года н.э. В чем же отличие Второй Иудейской войны (Восстание в диаспоре) от Первой Иудейской войны, и зачем я уделил столько внимания восстанию, которое почти не затронуло Иудею. Все дело в том, что без Второй Иудейской войны невозможно в полной мере оценить Восстание Бар-Кохбы, которое заполыхает в Иудее в 132 году, т.е. спустя всего 15 лет после подавления Восстания в диаспоре. Более того, без Второй Иудейской войны не было бы Восстания Бар-Кохбы. Вторая Иудейская война была первым иудейским восстанием, руководство которым осуществлялось из единого центра. Если в ходе Первой Иудейской войны (66-73 год н.э.) восставшие не смогли создать централизованную структуру управления даже в ходе обороны Иерусалима, то во Второй Иудейской войне действия иудеев диаспоры от Киренаики до Месопотамии подчинялись какому-то единому командованию. Я говорю «какому-то», потому что современная историческая наука не располагает прямыми доказательствами наличия такого центра. Тем не менее, даже косвенные доказательства убеждают, что единый центр управления Восстанием в диаспоре существовал. Главное, что бросается в глаза, это удивительно верный выбор времени Восстания и удивительно последовательное его движение с запада на восток – из Киренаики в Месопотамию с течение двух лет – с 115 по 117 годы. Завершающим аккордом прозвучало восстание в Иудее, которая находилась в центре охваченного огнем огромного пространства. Известны и другие примеры скоординированности действий иудеев в ходе Второй Иудейской войны. Так в 116 году раввины диаспоры вдруг все сразу запретили рядовым иудеям говорить по-гречески (на койне), и иудеи немедленно сделали то, что им приказал неизвестный нам «Верховный главнокомандующий» или «Ставка Верховного главнокомандования». Отказ от койне создавал, как минимум, большие неудобства для рядовых иудеев диаспоры и вел к неизбежному конфликту с эллинистическим населением. Я думаю, все понимали, что за отказом от койне следует только вооруженное восстание и массовое избиение греков, римлян и христиан. Каким непререкаемым авторитетом должна была обладать эта таинственная «Ставка Верховного главнокомандования», чтобы все иудеи диаспоры открыто проявили свою враждебность язычникам и христианам.

Конечно, возникает вопрос: где размещалась «Ставка Верховного главнокомандования» Восстания в диаспоре? Судя по всему, она находилась на территории Иудеи, возможно, в Тивериаде или в Явне (Ямния), которая была центром раввинистического иудаизма и резиденцией Синедриона. Как только римские войска с запада и с севера вошли в Иудею, они установили жесткий полицейский режим, который не позволял руководить из Иудеи соплеменниками, живущими за рубежом. Да и Восстание в диаспоре скоро было подавлено. Римлянам не удалось обнаружить «Ставку Верховного главнокомандования», иначе всем было бы об этом известно и тогда, и сейчас. Но «Ставка» сохранилась, и, видимо, именно она 15 лет руководила подготовкой Восстания, известного нам как «Восстание Бар-Кохбы».

Рис. 7. Римский орел в дубовом венке, предположительно найденный на месте Форума Траяна в Риме. Церковь Двенадцати Апостолов. Рим. Италия
Рис. 7. Римский орел в дубовом венке, предположительно найденный на месте Форума Траяна в Риме. Церковь Двенадцати Апостолов. Рим. Италия

Помимо приобретения ценнейшего опыта, необходимого для подготовки следующего иудейского восстания, одним из важнейших следствий Восстания в диаспоре явилось широкое распространение агрессивного антисемитизма по всему Ближнему Востоку и по всей Римской Империи. Зверства восставших иудеев в отношении практически всех неиудеев открыло истинное лицо Израильского народа, который долго прятался под личиной робкой и безвинной жертвы римской тирании. Обыватели-язычники римских и эллинистических городов Империи, в которых были иудейские общины, перестали чувствовать себя в безопасности и начали предпринимать всевозможные меры для выселения иудеев из своих городов. Римляне и греки настаивали на лишении иудеев всех привилегий, которых они добились в прошлом, на снижении их социального статуса там, где иудеи были уравнены с эллинами. Но это даже не все.

Восстание в диаспоре породило многовековую кровавую войну Иудаизма с Христианством. Иудо-христиане во многих городах Римской Империи поняли, что им нужно опасаться не только и не столько языческих властей, сколько своих бывших собратьев по крови и по Вере, что иудеи – не оппоненты христиан в вопросах богословия, а лютые враги, алчущие христианской крови, готовые убивать их вместе с язычниками, а когда этого нельзя было сделать своими руками, готовые доносить на христиан властям, особенно во время очередных гонений на Христианскую Церковь. Неудивительно, что христиане оставили нам свои откровенные свидетельства об Иудейском восстании в диаспоре, в которых не скрывают масштабы злодеяний восставших иудеев.

Элия Капитолина

В 129-130 годах н.э. Император Адриан в сопровождении своего любовника Антиноя совершает поездку в Иудею. Но прежде, чем мы рассмотрим итоги этой поездки, уделим немного внимания Антиною. Итак, Антиной – простой греческий парень, которого от всех других отличала только красота, где-то и как-то попался на глаза Адриану. Император влюбился в Антиноя и больше не отпускал от себя. В 130 году, но не в Иудее, а уже в Египте Антиной, купаясь в Ниле, случайно утонул прямо на глазах Адриана. Удрученный Адриан распорядился обожествить Антиноя. Ритуал апофеоза по подобию апофеоза римских императоров точно не проводился. Первым на смерть Антиноя должным образом отреагировало египетское жречество, которое обожествило его как ипостась Осириса. Тело Антиноя, по-видимому, было забальзамировано и мумифицировано, согласно древнему египетскому ритуалу. И началось… Рядом с местом гибели Антиноя построили город Антинополь. С разрешения Римского Сената был официально учрежден культ Антиноя, в котором он выступал где-то как самостоятельное божество, где-то как ипостась известного бога, например, Аполлона, Диониса, Гермеса или Сильвануса, где-то как герой – такой, как Ганимед или Гиацинт. По всей Империи для поклонения Антиною было построено 28 храмов. Количество алтарей, посвященных Антиною, видимо, никто не считал. В честь Антиноя учреждались праздники и игры, чеканились монеты с его портретами, а количество античных скульптур Антиноя было так велико, что даже сегодня, спустя почти две тысячи лет, их сохранилось около 5 тысяч, и практически в каждом значимом художественном или археологическом музее есть своя скульптура Антиноя. Все это свидетельствует о том, что Антиною действительно поклонялись по всей Римской Империи, что культ Антиноя, при всем его многообразии, был очень популярен в народе. Однако все это было после поездки Адриана и Антиноя в Иудею. А пока Антиной жив и разгуливает вместе с Адрианом по развалинам Иерусалима. Но не следует забывать, что для иудеев эта «сладкая» парочка была воплощением порока, ибо сказано: «Если кто возляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти, кровь их на них» (Левит 20:13).

Рис. 8. Бюст Императора Адриана (период правления: 117-138 годы н.э.). Дворец консерваторов. Капитолийские музеи. Рим. Италия
Рис. 8. Бюст Императора Адриана (период правления: 117-138 годы н.э.). Дворец консерваторов. Капитолийские музеи. Рим. Италия
Рис. 9. Бюст Антиноя. Середина II века. Эрмитаж. Санкт-Петербург. Россия
Рис. 9. Бюст Антиноя. Середина II века. Эрмитаж. Санкт-Петербург. Россия

Поездка Адриана и Антиноя в Иудею и в Иерусалим имела серьезнейшие последствия: Адриан принимает решение о строительстве на месте Иерусалима римской колонии Элия Капитолина (лат. Aelia Capitolina или Colonia Aelia Capitolina). Очевидно, он решил уподобиться Императору Веспасиану, который преобразовал Кесарию Приморскую в римскую колонию. Название новой римской колонии было выбрано Адрианом неслучайно: его полное имя – Публий Элий (!) Траян Адриан. Элий – это родовое имя Адриана (по-нашему, фамилия). Слово «Капитолина», видимо, должно было подчеркивать, что главным храмом города должен быть храм Капитолийской триады с Юпитером во главе, который по воле Адриана следовало построить на Храмовой горе – на месте иудейского Храма. Судя по монетам, выпущенным в честь основания Элии Капитолины, сам Адриан выступал в сакральной роли основателя колонии и сам шел за плугом, которым был обозначен померий (лат. Pomerium) – сакральная граница нового римского города. Территория, окруженная померием, оказывалась под защитой римских богов, и внутри него иудей мог появиться либо в качестве перегрина (лат. Peregrinus), т.е. чужеземца, либо в качестве плененного врага. Храмовая гора, видимо, не была охвачена померием, как и Капитолий в Риме долгое время не входил в сакральную границу Вечного города. Кстати, в центе каждого римского города находился так называемый «мундус» (лат. «Mundus» – «Мир») – вход в подземный мир, связывающий его с надземным миром. В обычное время он был закрыт специальным камнем. Три раза в год – 24 августа, 5 октября и 8 ноября – мундус открывали и выпускали духов умерших в мир живых. В мундус погружали жертвы, приносимые подземным богам, прежде всего, богине плодородия Церере. Древние иудеи не то чтобы не верили во все это. Они не служили чужим богам и тем более духам, и римский мундус и римские духи умерших были для них сущим кошмаром, тем более на земле Иерусалима – их Священного города.

Рис. 10. План римской колонии «Элия Капитолина» (лат. Aelia Capitolina или Colonia Aelia Capitolina), построенной по приказу Императора Адриана на месте разрушенного Иерусалима. Слева на плане изображен Силоамский бассейн (купальня). Это то немного, что осталось от иудейского Иерусалима. Можно представить себе каким был Иерусалим, если Силоамский бассейн находился внутри первой крепостной стены
Рис. 10. План римской колонии «Элия Капитолина» (лат. Aelia Capitolina или Colonia Aelia Capitolina), построенной по приказу Императора Адриана на месте разрушенного Иерусалима. Слева на плане изображен Силоамский бассейн (купальня). Это то немного, что осталось от иудейского Иерусалима. Можно представить себе каким был Иерусалим, если Силоамский бассейн находился внутри первой крепостной стены

К строительству нового города, видимо, приступили немедленно, и когда Адриан и Антиной отбыли в Египет, стройка, скорее всего, уже кипела. Элия Капитолина заняла северную часть (Новый город) разрушенного Иерусалима, которая до Великого восстания была слабо населена. Видимо, ипподром, цирк, гимнасии и другие эллинистические постройки Ирода Великого, находившиеся в Нижнем и в Верхнем городе, не были восстановлены. Все эти сооружения превратили в каменоломни. Элия Капитолина была воздвигнута заново. Город имел типичную римскую прямоугольную планировку. Под прямым углом его пересекали две прямые улицы. Одна из них, называемая «Большой кардо» (лат. Cardo Maximus), была ориентирована с севера на юг. Это была главная торговая улица Элии Капитолины, как, впрочем, и любого римского города. Под прямым углом ее пересекала улица, ориентированная с востока на запад. Она называлась «Большой декуманус» (лат. Decumanus Maximus). Перекресток Большого кардо и Большого декумануса находился в центре города на городском форуме. Все улицы города, параллельные Большому кардо, тоже назывались «кардо». Соответственно, все улицы города, параллельные Большому декуманусу, назывались «декуманус». В Элии Капитолине, помимо Большого кардо, который называли еще и «Западным кардо», была вторая торговая улица, расположенная восточнее. Ее называли «Восточная кардо». Это были широкие улицы с колоннадами на западной и восточной стороне по всей их длине. Современные реконструкторы обычно выводят обе кардо с площади перед Северными воротами города. Но если они правы, то эти улицы не могли быть параллельными, во всяком случае, на всей их длине.

В Элие Капитолине были сооружены все необходимые атрибуты римского города: два форума, две бани, театр, пафосные Северные ворота и т.д. Античные источники называют еще и такие сооружения, как «трикамерон», «додекапилон» (он же «анабатема») и «кодра» (она же «квадра»). И кто-то утверждает, что нам известно все о греческой и римской архитектуре! На Храмовой горе был построен храм Юпитера Капитолийского, перед которым стояла несносная для иудеев конная статуя Адриана. Храм, по-видимому, окружали традиционные для греко-римских храмов ограждения и колоннады. В Элии были построены еще, как минимум, три храма: храм Асклепия и Сераписа, Тетранимфион (храм нимф), а также храм Венеры, расположенный недалеко от Голгофы. Согласно христианской традиции, храм Венеры был построен на месте гробницы Иосифа Аримафейского, в которой был похоронен Иисус Христос, и мать Императора Константина I(период правления: 306-337 годы н.э.) равноапостольная Елена (около 250-330 года н.э.) заложила здесь в 326 году храм Гроба Господня.

Рис. 11. Современная реконструкция северных ворот Элии Капитолины. За воротами видна полукруглая площадь с колоннадой и отходящие от нее торговые улицы – Западная и Восточная Кардо. Сомнения вызывает лишь крепостная стена. У Элии Капитолины первоначально были только ворота, а крепостные стены появились намного позднее
Рис. 11. Современная реконструкция северных ворот Элии Капитолины. За воротами видна полукруглая площадь с колоннадой и отходящие от нее торговые улицы – Западная и Восточная Кардо. Сомнения вызывает лишь крепостная стена. У Элии Капитолины первоначально были только ворота, а крепостные стены появились намного позднее

Крепостных стен у Элии Капитолины не было. Скорее всего, был укреплен только постоянный лагерь (лат. Castrum) легиона X Фретенсис, который примыкал к юго-западной части города, находясь на том месте, где стоял дворец Ирода Великого. Адриан наделил или планировал наделить новую колонию налоговыми и прочими привилегиями, как это сделал Веспасиан с Кесарией Приморской. Не исключено, что римляне, включая самого Императора Адриана, были уверены, что рано или поздно произойдет слияние римского культа Юпитера Капитолийского с культом иудейским Бога, как это произошло с греческим культом Зевса, и иудеи превратятся в один из многих романизированных народов Империи. Однако они очень сильно ошибались.

Рис. 12. Серебряная монета, сестерций, отчеканенный в ознаменование визита Адриана в Иудею в 132 году н.э. На аверсе монеты изображен бюст Адриана в лавровом венке. На реверсе – Адриан (слева) и Иудея в виде женщины, держащей патеру в правой руке и чашу в левой. Надпись на реверсе: «ADVENTVI AVG IVDAEAE SC», т.е. «Официальная церемония встречи Императора (августа) в Иудее. Постановление Сената»
Рис. 12. Серебряная монета, сестерций, отчеканенный в ознаменование визита Адриана в Иудею в 132 году н.э. На аверсе монеты изображен бюст Адриана в лавровом венке. На реверсе – Адриан (слева) и Иудея в виде женщины, держащей патеру в правой руке и чашу в левой. Надпись на реверсе: «ADVENTVI AVG IVDAEAE SC», т.е. «Официальная церемония встречи Императора (августа) в Иудее. Постановление Сената»

Постройка римского города у подножия Храмовой горы, возведение языческого капища на месте Иерусалимского храма и установка чуть ли не на месте Святая Святых конной статуи Императора стали горстью соли, брошенной на раны Израильского народа. Античные источники сообщают о том, что Адриан сопроводил строительство Элии Капитолины рядом жестоких репрессивных мер в отношении иудеев и Иудаизма. Однако в наше время факт введения этих запретов до Восстания Бар-Кохбы подвергается сомнению. Современные историки, изучающие интересующую нас эпоху, полагают, что антииудейские репрессии были начаты Адрианом уже после подавления Восстания, и сходятся во мнении, что главным поводом для него было начало строительства Элии Капитолины и Храма Юпитера Капитолийского на Храмовой горе. Для правоверных иудеев этого было вполне достаточно.

Восстание Бар-Кохбы

Восстание Бар–Кохбы, или Третья Иудейская война, началось в 132 году н.э. Оно не было случайным экспромтом и результатом всплеска эмоций агрессивной толпы. Это восстание долго и тщательно готовилось, причем, готовилось с учетом трагического опыта двух предыдущих иудейских восстаний. Центром подготовки Восстания был город Модиин, расположенный в 30 км к западу от Иерусалима. Этот город вошел в израильскую историю как родина Маккавеев, основавших династию Хасмонеев, представители которой правили Землей обетованной с 167 по 37 год до н.э. Во главе Восстания вначале стояли два лидера – Шимон бар-Косева и Элеазар. Уже в ходе Восстания его единоличным вождем становится военачальник Шимон бар-Косева. Элеазар, будучи ученым и последователем Иоханана бен Заккая, уже в начале Восстания отошел от руководства. Судя по дошедшим до нас сведениям, Шимон бар-Косева был яркой и харизматичной личностью, с которой иудеи связывали большие надежды. Неслучайно, духовный лидер восставших рабби Акива провозгласил его Мессией (гр. Христос), который освободит Израиль от иноземных захватчиков и восстановит независимое иудейское государство. Он же назвал Бар-Косева «Бар-Кохбой», т.е. «Сыном Звезды» в переводе с арамейского.

Когда восставшие выбили римлян из Иудеи и из Элии Капитолины, Бар-Кохба провозгласил себя «Наси Израиля» и сделал своей резиденцией горную крепость Бейтар, расположенную к юго-западу от Иерусалима (Элии Капитолины). Термин «наси» (Nasi) трудно однозначно и юридически точно перевести с иврита на современный русский или английский. В моем понимании, «наси Израиля», в отличие, например, от первосвященника Иерусалимского храма, являлся светским главой богоизбранного народа, иудейским подобием древнегреческого «этнарха Иудеи», но не Мессией. Иными словами, сам Бар-Кохба официально не претендовал на религиозное лидерство, а, следовательно, и на единоличное политическое руководство Израильским народом. Он не был «Верховным главнокомандующим» и не был руководителем «Ставки верховного главнокомандования». Бар-Кохба был военачальником, который выполнял указание «Ставки». Как военачальник, он подчинялся решениям политического руководства Восстания. Очевидно, не был «Верховным главнокомандующим» и рабби Акива, но он мог быть членом «Ставки верховного главнокомандования», которая подготовила и провела и Восстание в диаспоре, и Восстание Бар-Кохбы.

Рис. 13. Скульптура Шимона Бар-Кохбы. Скульптор Генрих Глиценштейн. 1905 год. Всем эта скульптура хороша, но Бар-Кохба на еврея не похож от слова «совсем», если, конечно, они, т.е. евреи, кардинально не изменились внешне за последние полторы тысячи лет, и Г. Глиценштейн в начале XX века н.э. знал, какими они были. Музей Эрец-Исраэль. Тель-Авив. Израиль
Рис. 13. Скульптура Шимона Бар-Кохбы. Скульптор Генрих Глиценштейн. 1905 год. Всем эта скульптура хороша, но Бар-Кохба на еврея не похож от слова «совсем», если, конечно, они, т.е. евреи, кардинально не изменились внешне за последние полторы тысячи лет, и Г. Глиценштейн в начале XX века н.э. знал, какими они были. Музей Эрец-Исраэль. Тель-Авив. Израиль

Провозглашение Бар-Кохбы Мессией привело к чрезвычайному обострению отношений между иудеями и христианами, которые не признали Бар-Кохбу Мессией, потому что для них Миссией был Иисус из Назарета, а все прочие были лжепророками и слугами дьявола. Соответственно, христиане отказались от участия в Восстании, и христианские общины начали покидать Иудею и Идумею, спасаясь не только от римлян, но и от иудеев. Восставшие заставляли христиан признать Бар-Кохбу Мессией, а тех, кто отказывался это сделать, распинали на крестах подобно тому, как был распят Иисус Христос. Конфликт, возникший в охваченной Восстанием Иудее, быстро распространился по всем иудейским общинам диаспоры, и уже в ходе Восстания Бар-Кохбы христиан перестали пускать в синагоги по всей Римской Империи. Так завершилась Первая Великая Схизма, в результате которой Ветхозаветная и Новозаветная Церкви окончательно разделились и разошлись своими путями, и чем дальше они уходили друг от друга, тем больше различий они приобретали, а вместе с ними все более наполнялись взаимной ненавистью. Спустя какое-то время после подавления Восстания иудейские авторитеты признали Бар-Кохбу лжемессией, переиначив имя «Бар-Кохба» в «Бар-Козиба», что означает «сын лжи». Однако единство Иудейской Церкви было утеряно навсегда, и Иудо-Христианская Церковь навсегда оказалась за закрытыми дверями синагог.

Рис. 14. Фрагмент письма на листе папируса с приказом Шимона Бар-Кохбы, найденный израильскими археологами. Музее Эрец-Исраэль. Выставка «Бар-Кохба: историческая память, миф и героизм». Тель-Авив. Израиль
Рис. 14. Фрагмент письма на листе папируса с приказом Шимона Бар-Кохбы, найденный израильскими археологами. Музее Эрец-Исраэль. Выставка «Бар-Кохба: историческая память, миф и героизм». Тель-Авив. Израиль

Иудейское восстание развивалось успешно. Вначале восставшим противостоял только губернатор Иудеи Квинт Тиней Руфус и подчиненный ему легион X Фретенсис, постоянно дислоцированный в Элие Капитолине. Тщательная подготовка Восстания дала свои плоды: уже в первых боях восставшие нанесли тяжелые потери этому легиону. Однако в 132 году из Сирии в Иудею прибыл легион VI Феррата, и восставшим теперь противостояли уже два римских легиона. В течение 132-133 годов н.э. пламя Восстания распространилось по всей Иудее, Идумее и перекинулось в Заиорданье. Восставшие захватили многие иудейские и языческие города. Зона, контролируемая восставшими, непрерывно расширялась, росла и численность их вооруженных формирований. Согласно раввинским источникам, на пике Восстания под командованием Бар-Кохбы находилось около 400 тысяч человек, что, по моему мнению, представляется невозможным в стране, которая пережила геноцид 66-73 годов н.э. Тем не менее, количество восставших было велико, и оно возрастало, пока Бар-Кохбе и его соратникам сопутствовала удача. Руководители Восстания изначально готовились к партизанской войне. На первом этапе они избегали прямых столкновений с римскими легионами, уничтожая мелкие римские гарнизоны, нападая на обозы, устраивая засады, в которые попадали даже значительные римские подразделения. Неплохая военная подготовка, высокая мотивированность и религиозный фанатизм делали свое дело: римские профессиональные головорезы терпели одно серьезное поражение за другим. Иудеи укреплялись в захваченных крепостях, укрепляя их и делая большие запасы продовольствия.

Рис. 15. Вход в одно из подземных убежищ периода Восстания Бар-Кохбы, найденное археологами в Хурват Мидрасе. Национальный парк Адулам, расположенный между Иерусалимом и Газой. Израиль
Рис. 15. Вход в одно из подземных убежищ периода Восстания Бар-Кохбы, найденное археологами в Хурват Мидрасе. Национальный парк Адулам, расположенный между Иерусалимом и Газой. Израиль

Восставшие широко и успешно использовали многочисленные естественные пещеры, которыми богата Земля обетованная, особенно Иудейское и Самарийское нагорье, Иудейская пустыня, Северный Негев, Нагорная Галилея и долина реки Иордан. В дополнение к ним, была создана разветвленная сеть искусственных подземных убежищ и связывающих их ходов. Такие подземные коммуникации создавались и вне населенных пунктов, и практически в каждом населенном пункте. Современные израильские археологи нашли около 350 таких убежищ в руинах 140 еврейских деревень. Понятно, что искать их на территории современных городов более чем затруднительно. Как видите, авторство создания военной подземной инфраструктуры принадлежит не ХАМАСу.

Рис. 16. У входа в одну из подземных галерей периода Восстания Бар-Кохбы, найденных археологами в Хурват Мидрасе. Национальный парк Адулам, Израиль
Рис. 16. У входа в одну из подземных галерей периода Восстания Бар-Кохбы, найденных археологами в Хурват Мидрасе. Национальный парк Адулам, Израиль

По мере увеличения численности восставших и захвата крепостей Бар-Кохба начал переходить к отрытым боевым действиям с римлянами. На освобожденных территориях он устанавливал свою власть. Иудея почти на три года освобождается от римского ига. Восставшие даже печатают собственные монеты, в том числе с изображением Иерусалимского храма, хотя современные историки не могут найти подтверждений тому, что восставшие отвоевали Элию Капитолину и попытались восстановить свой Храм.

Рис. 17. Серебряная монета, шекель, восставших иудеев. Эти монеты чеканили, используя в качестве заготовок римские монеты. На аверсе шекеля изображен фасад Иерусалимского храма и восходящая звезда над ним. Изображения сопровождены надписью «Шимон» (возможно, Шимон Бар-Кохба). На реверсе изображен лулав (нераскрывшаяся ветвь финиковой пальмы), сопровожденный надписью на иврите «За свободу Иерусалима»
Рис. 17. Серебряная монета, шекель, восставших иудеев. Эти монеты чеканили, используя в качестве заготовок римские монеты. На аверсе шекеля изображен фасад Иерусалимского храма и восходящая звезда над ним. Изображения сопровождены надписью «Шимон» (возможно, Шимон Бар-Кохба). На реверсе изображен лулав (нераскрывшаяся ветвь финиковой пальмы), сопровожденный надписью на иврите «За свободу Иерусалима»

Секст Юлий Север

Иудейское восстание вспыхнуло в то самое время, когда Император Адриан был в пути из Египта в Рим. Его маршрут пролегал через Малую Азию, Грецию и Балканы. Весть о восстании настигла его в Афинах. Только что потерявший горячо любимого Антиноя, Адриан пришел в бешенство. Восставшая Иудея могла дестабилизировать весь Восток Римской Империи и спровоцировать парфян. Не исключено, что уже тогда Адриану была очевидна неспособность Квинта Тинея Руфуса покончить с Восстанием силами двух легионов. Об этом может свидетельствовать оперативность, с какой в Иудею в 132-133 годах н.э. начали прибывать римские войска. Сначала это были легионы, расквартированные в соседних провинциях. Так, из Сирии в Иудею прибыл легион III Галлика во главе с губернатором провинции Гаем Полибием Марцеллом. Кроме легиона из Сирии, прибыла военная эскадра, которая блокировала все побережье Средиземного моря от Южной Финикии до Южной Филистии. Из Арабии Петреи прибыл легион III Киренаика во главе с губернатором провинции Титом Хатерием Непоссом. Есть сведения о прибытии в Иудею из Египта легиона II Траяна. Историки отмечают наличие свидетельств об участии в подавлении Восстания Бар-Кохбы легиона XXII Дейотариана, который до того базировался в Александрии. Говоря об этом легионе, следует учитывать, что после 132 года н.э. исчезают любые упоминания о нем. Одна из версий его исчезновения такова: легион мог быть расформирован после какого-то позорного поражения в схватке с восставшими.

Рис. 18. Аквила (лат. Aquila – Орел) – боевое знамя римского легиона. Современная реконструкция. Орел – птица Юпитера. Орел легиона – гарант его непобедимости. Утрата Орла в бою считалась ужасным бесчестием. Легион, потерявший своего Орла, подлежал расформированию
Рис. 18. Аквила (лат. Aquila – Орел) – боевое знамя римского легиона. Современная реконструкция. Орел – птица Юпитера. Орел легиона – гарант его непобедимости. Утрата Орла в бою считалась ужасным бесчестием. Легион, потерявший своего Орла, подлежал расформированию

Масштабы Иудейского восстания требовали адекватного командования римскими войсками, вовлеченными в борьбу с восставшими. Выбор Императора Адриана пал на губернатора Британии Секста Юлия Севера, выдающегося полководца, участника Парфянского похода Императора Траяна и подавления иудейского Восстания в диаспоре. Адриан назначает Юлия Севера командующим римскими войсками в Иудее в звании легата в ранге пропретора. Можно только удивляться тому, как все приказания и распоряжения приходили и выполнялись в мире, в котором не было ни Интернета, ни телефона, ни авиации, ни автомобилей, ни железных дорог. Юлий Север высаживается в Кесарие Приморской в конце 133 года н.э. с целой армией, которая состояла из трех легионов, а также дополнительных когорт и десятков вспомогательных подразделений. С уверенностью можно сказать, что вместе с Юлием Севером прибыл легион X Гемина, который до того был расквартирован в Виндобоне (современная Вена). Под сомнением участие в подавлении Восстания Бар-Кохбы легиона IX Хиспана, который был расквартирован на Нижнем Рейне в Новиомагусе (современный Неймеген). Упоминания о нем исчезают после 136 года н.э. Не исключено, что он, как и легион XXII Дейотариана, был разбит восставшими и расформирован. Прибыв в Иудею и ознакомившись с обстановкой, Юлий Север кардинально изменил стратегию римлян. Он отказывается от открытых сражений с противником. Юлий Север начинает партизанскую войну против партизан! Он рассекает коммуникации восставших, изолируя их от центрального командования, методично овладевает одной крепостью за другой, зачищает целые обрасти, уничтожая запасы, хранящиеся в природных и искусственных подземных хранилищах, и иудейские отряды, которые в них скрывались.

Рис. 19. Дислокация римских легионов в восточной части Римской Империи около 125 года н.э.
Рис. 19. Дислокация римских легионов в восточной части Римской Империи около 125 года н.э.

По мере увеличения войск, находящихся в его распоряжении, Юлий Север переходит к открытым боевым действиям и открытой блокаде Иудеи, захваченной восставшими. По талмудическим данным, в подавлении Восстания Бар-Кохбы римская армия прошла через 54 открытых (!) сражения с восставшими. Мелкие боестолкновения никто не считал. На пике своей мощи римская армия в Иудее насчитывала от 10 до 13 легионов с полусотней вспомогательных подразделений. Доподлинно известно об участии в Иудейской компании легионов: II Траяна, III Галлика, III Киренаика, VI Феррата, X Фретенсис, X Гемина, XXII Дейотариана. Итого: 7 плюс «призрачный» легион IX Испана. Каждый римский легион – это 4,5-5 тысяч воинов. Известно об участии в кампании отдельных когорт легионов: V Македоника, IV Флавий Феликс, XI Клавдия и XII Фульмата. Общее количество римских воинов в Иудее по разным оценкам достигало от 60 до 120 тысяч человек. По количеству войск, задействованных в подавлении, Восстание Бар-Кохбы превзошло Первую Иудейскую войну. У Тита Веспасиана не было такого количества войск, которое было в распоряжении Юлия Севера. По некоторым оценкам, в подавлении Восстания Бар-Кохбы приняла участие почти треть всей римской армии. Это говорит о той опасности, которую несло с собой Восстание Бар-Кохбы для Империи, в целом.

Бейтар и Скифополь

В начале 135 года н.э. Юлий Север блокировал крепость Бейтар. После нескольких месяцев осады римляне предприняли штурм крепости. Это произошло в августе 135 года н.э. в день «Тиша Бав» – день траура по разрушенному Первому и Второму храмам. Согласно легенде, самаритяне указали римлянам тайный проход в крепость. Благодаря этому, римляне неожиданно для защитников оказались внутри крепости. В начавшемся сражении, которое правильнее называть «резней», пал Бар-Кохба и все его соратники. Римские солдаты, разъяренные тяжелой и продолжительной осадой, убивали всех без разбора возраста и пола. Так как крепость была окружена римлянами со всех сторон, вырваться из нее было невозможно. Часть иудеев укрылась в подземных убежищах. Римляне пошли на хитрость: они лживо обещали укрывшимся под землей сохранить жизнь в случае, если они добровольно сдадутся в плен. Однако они убили всех, кого удалось выманить этими обещаниями. Те, кто остался в пещерах и не купился на обещания римлян, оказались в замкнутых пространствах подземелий без воды и пищи и в итоге приняли мученическую смерть. После падения Бейтара римляне приступили к зачистке окрестной территории. Они уничтожили все деревни и городки в округе, убивая всех, кто вызывал подозрение в том, что он соратник Бар-Кохбы. Остальных гнали к побережью и продавали в рабство. До нас дошли сведения, что особую роль в этой операции сыграл «доблестный» легион III Киренаика.

Рис. 20. Карта боевых действий римских войск в провинции Иудея в 132-135 годах н.э. Синими стрелками обозначены маршруты движения римских легионов. Римскими цифрами обозначены номера римских легионов, участвовавших в подавлении Восстания Бар-Кохбы. Желтым цветом обозначена территория, которую контролировали восставшие иудеи в 132-133, 134 и 135 годах н.э.
Рис. 20. Карта боевых действий римских войск в провинции Иудея в 132-135 годах н.э. Синими стрелками обозначены маршруты движения римских легионов. Римскими цифрами обозначены номера римских легионов, участвовавших в подавлении Восстания Бар-Кохбы. Желтым цветом обозначена территория, которую контролировали восставшие иудеи в 132-133, 134 и 135 годах н.э.

После взятия и разрушения всех крепостей, в которых оборонялись восставшие, римлянам пришлось вести борьбу с партизанскими отрядами, которые базировались в пещерах и подземных укрытиях, разбросанных по всей Земле обетованной. Это была очень сложная и трудоемкая операция, которая заняла много времени. В итоге, последний крупный очаг партизанской борьбы был ликвидирован в 136 году н.э. недалеко от Скифополя (современный Бейт-Шеан) – одного из городов Десятиградия (Декаполиса), который находился в долине реки Иордан рядом с седловиной, соединяющей ее с Изреельской долиной и Средиземноморским побережьем. В 12 километрах к югу от Бейт-Шеана израильские археологи нашли остатки арки, воздвигнутой римскими легионерами в честь победы Адриана над иудеями и его провозглашения «императором».

Рис. 21. Современная реконструкция арки, воздвигнутой римскими легионерами в честь победы Адриана над иудеями под Скифополем (Бейт-Шеан). Автор реконструкции профессор Вернен Экк (нем. Werner Eck)
Рис. 21. Современная реконструкция арки, воздвигнутой римскими легионерами в честь победы Адриана над иудеями под Скифополем (Бейт-Шеан). Автор реконструкции профессор Вернен Экк (нем. Werner Eck)

Дион Кассий в «Римской Истории» (LXIX:14) пишет, что римляне «сровняли с землею» 50 «наиважнейших крепостей» и 985 «славнейших поселений», что только в стычках и сражениях было убито 850 500 человек, а погибших от голода, болезней и пожаров вообще никто не считал, что «почти вся Иудея сделалась пустынею…». Современные историки более сдержаны в оценке количества жертв подавления Восстания Бар-Кохбы. Считается, что в ходе Восстания погибло до 580 тысяч иудеев. В результате Восстания Бар-Кохбы исчезла сама Иудея – страна, которая когда-то была населена потомками колена Иуды, Вениамина и Симеона (Шимона). Римляне либо убили, либо увели в плен всех жителей страны. Те немногие, кому удалось остаться в живых и не оказаться в рабстве, бежали, как правило, в Галилею. Тивериада превратилась в иудейскую «Тверию» – родину раввинистического Иудаизма. Среди пришлых иудеев растворился древний народ галилеян – народ Иисуса Христа. Галилейский диалект арамейского языка был загнан в Нагорную Галилею, где сохранился до наших дней в нескольких горных деревнях. Иными словами, к середине 30-х годов II века н.э. Иудея, а заодно с ней и Галилея, какой ее знал Иисус Христос, прекратили свое существование.

Антииудейские законы Адриана

Победа над иудеями, возглавляемыми Бар-Кохбой, потребовало от Рима чрезвычайного напряжения сил и привела к серьезному истощению военных ресурсов Империи. В связи с этим, Адриан, очевидно, решил уничтожить Иудаизм как религию. Он понял, что причина Иудейских восстаний кроется не в самом Израильском народе, а в его религии. Кстати, хорошими учениками Адриана являются современные вожди Украины, которые уничтожают в своей стране Православие ради того, чтобы превратить всех жителей Украины в бандеровскую нечисть. Андриан выстраивает политику репрессий на основе выверенных представлений об Иудаизме. Отсюда дикая жестокость римлян к учителям Иудаизма – к раввинам. Взятых в плен раввинов, среди которых оказался и рабби Акива, жестоко истязали – с них еще живых сдирали кожу, обрекая на мучительную и медленную смерть. Под страхом смертной казни Адриан запрещает отправление любых религиозных обрядов Иудаизма, а также изучение и преподавание Торы. Римские сексоты выискивали людей, соблюдающих заповеди Торы, и предавали их в руки палачей. Соблюдение Шаббата, заповеди обрезания и наложения тфилин незамедлительно каралось смертной казнью. Обрезание, например, было приравнено к членовредительству. Эти запреты все вместе и каждый в отдельности были равносильны запрету иудаизма как религии. Превратив Иерусалим в языческий город, Адриан установил запрет появляться в нем в течение всего года, за исключением дня «Тиша Бав», т.е. дня иудейского траура в память о разрушении Первого и Второго Иерусалимского Храма в 422 году до н.э. и 70 году н.э., соответственно. И все это дополняло репрессивное налогообложение иудеев, которое было введено по всей Римской Империи после поражения иудеев в Первой Иудейской войне.

Рис. 22. Бюст Императора Антония Пия (период правления: 138-161 годы н.э.). Глиптотека. Мюнхен. Германия
Рис. 22. Бюст Императора Антония Пия (период правления: 138-161 годы н.э.). Глиптотека. Мюнхен. Германия

Антииудейские законы Императора Адриана были очень жестокими, но действовали они не более 3 лет – до смерти Адриана. Он умер 10 июля 138 года н.э. на его вилле в Байи близ Неаполя. Его преемник Антонин Пий (период правления: 138-161 годы н.э.) отменил наиболее суровые из них. Тем не менее, подавление Восстания Бар-Кохбы имело для иудеев долгоидущие последствия – последствия на века. После Восстания Израильский народ окончательно потерял всю Иудею – родину и убежище, превратившись в народ рассеяния. На землях, доставшихся кровью и потом многих сотен поколений израильтян, после подавления Восстания Бар-Кохбы не осталось ни одного еврейского поселения, ни одной синагоги. Эпоха рассеяния длилась чуть более тысячи восьмиста лет – до 1948 года, когда было провозглашено государство Израиль и начали воссоздавать его мифические границы эпохи не менее мифического царя Соломона. Теперь от современных израильтян зависит, сохранится ли Израиль или будет вновь стерт с лица земли и, возможно, уже навсегда.

Продолжение следует

Все фотографии и карты из общедоступных источников