Найти тему
VK Play

Обзор Tekken 8: самый запоминающийся турнир Железного Кулака

Возвращение тридцатилетней семейной драмы про боевые искусства, зверей-каратистов, травмоопасный пляжный волейбол и бесконечные комбо подброшенными в воздух противниками

Tekken — второй «народный» файтинг в России, который успел прочно засесть в сердцах сразу нескольких поколений игроков: от детей, которые собирались перед телевизором во времена PS1 и восхищались трехмерными заставками после прохождения аркадного режима Tekken 3, до студентов, возивших повсюду PSP с Dark Resurrection на карте памяти. Это слепящая спецэффектами игра, которая неизменно старалась впечатлить графическим исполнением, огромным и невероятно разнообразным списком бойцов, количеством различных дополнительных режимов для одиночного прохождения и развлечений в компании друзей, а также широкими настройками визуальной кастомизации каждого персонажа.

В общем, Tekken очень любят, но играть в него хорошо мало кто умеет. И дело даже не в том, как было спланировано обучение в предыдущих выпусках, и уж совершенно точно не в кривом балансе (об этом чуть позже), но в самой идее боевой системы игры. Посмотрите записи полупрофессиональных турниров — два сгорбившихся персонажа рывками, будто бьются в эпилептическом припадке, мечутся туда-сюда по арене, пока кто-нибудь один наконец не пропустит удар, а вместе с ним и свой шанс на победу. Потому что одна ошибка — и противник жонглирует тобой серией ударов долго, унизительно и очень больно.

Последнее время в файтингах стало популярно форсировать нападение, поощряя это либо восстановлением здоровья, либо иными преимуществами, а игра от обороны, напротив, нуждалась в корректировке. Tekken тоже требовалось «осовременить» боевую систему, но сделать это раньше было не так-то просто — сказывалась привязка к версии игры для залов аркадных автоматов. Дело в том, что прежде новую часть сериала выпускали сначала в аркадах, где она могла барахтаться годы, обрастая контентом, персонажами и совершенствуя баланс. Для домашнего издания придумывались новые режимы, включая сюжетные, одновременно время ожидания и ограниченность домашнего железа пагубно влияли на графическую составляющую. «Аркадная» версия до недавнего времени оставалась основной в плане приносимого дохода — несмотря на многомиллионные продажи дисков и цифровых копий, — и мнение аудитории завсегдатаев аркад ценилось крайне высоко.

Но Tekken 8 разрабатывалась иначе. Во-первых, это игра на Unreal Engine 5 в его бескомпромиссном варианте — без консолей предыдущего поколения. Во-вторых, аркадной версии в данном случае попросту не существует, а значит, нет больше необходимости удовлетворять запросы крайне требовательного сегмента аудитории, но есть цель привлечь свежую кровь — так много, как возможно, потому что как-то компенсировать число «старичков» нужно. И Bandai Namco нашла решения — элегантные, сохраняющие многие традиции легендарного сериала, но в то же время максимально его освежающие. Без жертв, впрочем, тоже не обошлось.

Как и любой другой современный файтинг, Tekken 8 предлагает набор активностей, позволяющих играть без состязаний с живыми оппонентами, но преследующих общую цель — научить хотя бы основам боевой системы, чтобы в онлайне было не так больно. Главным среди них оказывается сюжетный режим, представляющий очень непродолжительную, но зрелищную историю противостояния Кадзуе Мисиме. Выглядит все это как красиво снятое подростковое аниме, где в перерывах можно надавать кому-нибудь по лицу. С одной стороны, заставки выглядят дорого, и происходящее производит впечатление качественного полнометражного трехмерного мультфильма. В общем-то это довольно изящное решение при условии, что сюжетной линии сериала вот уже тридцать лет, перезапускать с нуля ее никто не планирует, а пространные объяснения, кто кому кем приходится, и раньше никому не помогали разобраться, что к чему. С другой стороны, это довольно ленивое решение на фоне конкурентов. В Street Fighter 6 можно бегать по миру, обучаться у персонажей и в итоге собирать собственного бойца из разных боевых стилей. В Mortal Kombat 1 был «перезапуск» с заходом на мультивселенные, безупречно красивый и в меру фансервисный. В Granblue Fantasy Versus Rising показали изящную вариацию сайдскроллера, предоставляющего максимум информации о том, что такое вообще Granblue и кто эти чудаковатые персонажи вокруг. Здесь же — красивая вечеринка для своих, где случайные зрители ничего не поймут, но тоже получат удовольствие от просмотра.

-2

К счастью, этот режим не заменяет короткие юмористические ролики после завершения «аркады», где каждый герой принимает участие в турнире «Король железного кулака» и встречается с оппонентами, предусмотренными его личной сюжетной линией. В конце показывают заставку, как на PS1, только красивую, смешную и иногда самоироничную. Такое содержание наиболее точно передает неконтролируемое буйство фантазии разработчиков, где уже на экране выбора бойца возникает справедливый вопрос: «Что здесь вообще происходит?» Хотя логичный (в рамках мира игры) ответ найти можно, гораздо веселее многие события просто принимать на веру — ну, да, владеющий боевыми искусствами медведь понимает, что говорит разорившаяся копия Брюса Ли, а тот прекрасно понимает звериный рык мохнатого противника. Подумаешь, мелочи.

Не только Palworld: лучшие современные симуляторы выживания

Есть и альтернатива погружению в довольно жестокий мир единоборств, где имитируется путешествие по разным залам игровых автоматов. Для кого-то это ностальгия, для кого-то — отсылка к Virtua Fighter, для третьих — своего рода интерпретация популярного среди любителей жанра аниме-сериала Hi Score Girl. Игрок создает виртуального аватара, который в компании друзей завоевывает первые места на турнирах в аркадах, знакомится с другими сильными игроками, заводит друзей и встречает более сильных соперников. Там работает дублирующая онлайн рейтинговая система, заменяющая прогрессию, там же можно заработать виртуальную валюту или получить в награду за победу над особенно сильным «игроком» какой-нибудь предмет в гардеробе бойца. Но самое главное — там постепенно, шаг за шагом, погружают в боевую систему игры, начиная с совсем простых действий и плавно переходя к сложным комбо-связкам. Этот режим прекрасно сбалансирован, и каждый зал предлагает набор оппонентов как раз под подходящую фазу обучения. Если вы никогда не играли в Tekken, нет другого способа лучше вникнуть в происходящее и если не научиться сразу эффектно побеждать в сетевых матчах, то хотя бы начать понимать, почему побеждают другие и на что следует обратить более пристальное внимание. Да, критикам этот режим менее всего пришелся по душе, и все же это очень изящное решение проблемы погружения. Без него люди, встретившие первого же противника в онлайне, вероятнее всего, просто отказались бы от попыток добиться большего.

-3

Хотя боевая система Tekken основывается на очень простых идеях, эффективно пользоваться ими сложно из-за целого списка требований. Два удара рукой, два удара ногой, а дальше следует понимание, как обездвижить противника, подбросив его в воздух, и с какими таймингами вбивать нужные удары, чтобы он как можно позже коснулся земли — или, напротив, как посильнее шмякнуть его об пол, чтобы он подлетел обратно и снова подставился под удары. Вот эти комбо-цепочки — самое сложное, поскольку они уникальны для каждого бойца, требуют очень точно выверенного времени нажатия и кристально ясного понимания, какой удар с каким направлением стика (а часто — из какой стойки бойца) нужно использовать. При это надо еще и подчеркнуть очевидное: для базовой версии файтинга в Tekken 8 огромный ростер, включающий персонажей из предыдущих выпусков сериала, а также несколько новичков. Они все сравнительного неплохо сбалансированы между собой, поэтому выбирать приходится скорее сердцем — кто больше нравится — и потом через пот, слезы и мозоли на пальцах изучать его боевой потенциал.

Так, француз Виктор служит прекрасным дополнением к истории сериала, но в онлайне популярностью не пользуется. Энтузиаст кофейных напитков, вечно находящаяся в движении Асусена стала героем мемов до выхода игры, а после релиза оказалась скорее первым шагом в освоении боевки — она во многом универсальный боец, на котором удобно учиться. Кто стал всенародной любимицей? Реина, загадочная девушка, анонсированная последней. Причин ее популярности можно назвать много, и многие из них будут привязаны к ее боевому стилю. Помните, что сага Хейхати Мисимы завершилась, и его сын, Кадзуя, теперь единственный антагонист? В общем, если вы играли за деда раньше и скучаете, попробуйте Реину — откроете для себя много интересного.

Перерождение Silent Hill: первые неудачи и туманные перспективы

Есть и маленькая хитрость, занижающая порог вхождения в Tekken 8, — во включаемом прямо во время боя варианте раскладки, когда игрок простыми нажатиями кнопок может совершать полезные действия и также легко исполнять несколько вариантов комбо. Игра никак не наказывает использование этой раскладки, во время боя ее можно включать и выключать сколько угодно раз, никакого отдельного матчмейкинга для использующих ее людей нет. Пускай это выглядит читерством чистой воды, но на деле это еще один важный элемент обучения новичков: с ее помощью они смогут развалить максимум игроков до второго «дана» (ранга), а дальше уже те, кто использует полноценную схему управления легко найдут лазейку и быстренько накажут лентяев.

Как отмечалось ранее, Tekken 8 следует модному тренду, форсируя игрока чаще нападать на противника, а не отсиживаться в блоке. Это стало возможным благодаря добавлению второстепенной шкалы здоровья (серому сегменту), то есть получив по лицу, персонаж игрока не теряет весь хэлсбар сразу, а сохраняет возможность восстановить часть энергии… нанося удары. Вдобавок появилась шкала под названием Heat, которая восстанавливается с каждым раундом. Она вводит персонажа в усиленное состояние, когда он наносит чуть больше урона, сносит больше здоровья спрятавшимся в блоке оппонентам, разнообразит мувсет и позволяет также использовать эффектную завершающую комбинацию ударов. Вкупе с возможностью «проглотить» часть урона в «серую зону» шкалы здоровья, чтобы прервать нападение врага и моментально контратаковать и «отхилить» себя, эти небольшие нововведение делают матчи более живыми и дают отыграться, если игрок где-то ошибся.

-4

Рейтинговая система также изменилась, теперь она фокусируется на количестве сыгранных матчей и не показывает всем позорный счетчик поражений. Совершенно удивил режим просмотра записи повторов, позволяющий остановить бой в любой момент и взять на себя управление персонажем. Помните те моменты, когда в голове проигрывались снова и снова последние секунды матча, и мысль «мог ли я вытащить этот раунд» не давали покоя? Теперь это можно проверить, — и это однозначно фича, которую остальные файтинги должны скопировать в срочном порядке.

Но не обошлось и без деталей, которые вызвали скорее разочарование. Так, Unreal Engine 5 демонстрирует потрясающей детализации окружение и позволяет сделать происходящее на фонах настолько насыщенным действием, насколько это вообще можно увидеть в пылу битвы. Заплыв по реке на закате, шторм, древний храм, — все арены изумительно красивые, от них натурально захватывает дух. На этом фоне странными кажутся лица персонажей, словно выструганные по одному шаблону и мало соотносящиеся хотя бы с портретами. При этом сильнее проблема заметна на женских персонажах.

-5

Среди трехмерных файтингов — тех, которые позволяют свободно перемещаться по арене — у Tekken 8 сейчас попросту нет конкурентов. Не меняя то, что хорошо работало и так, разработчики смогли привнести популярные решения практически безболезненно, за счет чего сделали игру более привлекательной современным жанровым энтузиастам. Блестящий старт игры только подтверждает сказанное: Bandai Namco находится на верном пути.

Оценка: 9/10