Выборы президента России - или почему надо многое менять в законе о выборах.
Тема выборов президента России большая, животрепещущая - и явно интересная для многих людей, как в России, так и не только.
Что закон о выборах - как и любой, собственно - не является совершенством абсолютным и подлежит правке в соответствие с реальностью - это понятно.
Главное во вносимых изменениях - это упрощение доступа и контроля процесса выборов со стороны избирателей, а также необходимость исключить саму возможность превращения крайне важного дела в клоунаду и цирк с конями.
В одной статье все вопросы не получится изложить, поэтому попробую "есть слона по кусочкам".
И для начала предлагаю рассмотреть самый обсуждаемый сейчас вопрос - вопрос сбора подписей "кандидатами в кандидаты".
По моему мнению, система сбора бумажных подписей превратилась в бессмысленный анахронизм, создающий не более, чем видимость поддержки кого-то кем-то и где-то, осложненная необычайной правовой безграмотностью как сборщиков, так и кандидатов.
Одновременно это - лишняя головная боль для ЦИК, вынужденной заниматься по сути бессмысленной работой по проверке собранных подписей.
Да и судам с экспертами есть чем заниматься, кроме дел по (не)подтверждению той или иной подписи.
Хотя оговорюсь особо - сам процесс сбора подписей регламентирован и не представляет что-то невыполнимое - при грамотной работе и наличия у кандидата реальной команды.
Просто сам процесс - отстал от современности.
При этом, как говорит официальная информация, число пользователей сайта Госуслуг достигло 109 миллионов, то есть такого количества, которого более чем достаточно для сбора даже не 100 тысяч подписей, а хоть миллиона.
Пользователи - верифицированные, их данные - на этом же сайте.
Всего-то нужно будет зайти на сайт и поставить галочку в списке кандидатов.
Мне могут возразить, что все эти подписи будет получены в одном регионе. Однако, я думаю, нет никакой сложности при обращении на данный сайт с желанием отдать подпись за выдвижение кого-то, вначале пройти процедуру с указанием своего местоположения - и при несовпадении его с данными на сайте о месте регистрации человека процесс будет просто невозможен.
Могут возразить, что это будет слишком просто и что люди будут ставить галочки всем в списке просто "по приколу" - но это легко устраняется путем предоставления возможности поставить галочку только за одного кандидата в списке. Ну если кто-то считает, что так "не демократично" - то пусть за двоих, хотя я и не понимаю смысла этого.
Таким образом, сбор подписей из клоунады с "очередями на морозе" и прочим идиотизмом, вроде доставки в ЦИК нескольких сотен подписей, превратится в простой цифровой процесс.
При этом в нем не будет ни ошибок с паспортными данными, ни появления покойников.
Зато каждый, отдавший свой голос за конкретного кандидата в кандидаты может всегда найти себя в списке.
И работа ЦИК будет заключаться не в мучениях по проверке листочков с нацарапанными буквами, коре-как оформленными неведомо кем.
В итоге, при полном соблюдении основных требований действующего закона, получится простая и стройная система, обеспечивающая как избирателям, так и кандидатам возможность и участвовать в процессе - и контролировать процесс.
--------------------
А мысли и предложения по другим статьям закона - будут уже темой других статей, если эта вызовет интерес.