Найти в Дзене

Аничков мост

Два острова соединяя
Изящной переправой, мост
Холодный Питер украшая
Предстал  пред нами в полный рост.
Он помнит залпы роковые,
Хранит блокады смертный стон,
В лихие времена былые -
Свидетель страшных судеб он.
Застыли бронзовые кони
На перепутье вех, имëн,
Здесь дух свободы вечный бродит -
Уздой жестокой не смирён!

Фонтанка и Невский проспект... Что по вашему их объединяет, что между ними общего? Обе эти транспортные артерии и водная, и автомобильная находятся в историческом центре Санкт-Петербурга и имеют общую точку соприкосновения - на месте их пересечения воздвигнут один из первых и самых известных мостов Северной столицы - Аничков мост.

Аничков мост. Фото автора.
Аничков мост. Фото автора.
"Юноша, поверженный конём". Фото автора.
"Юноша, поверженный конём". Фото автора.

Да, друзья, как вы уже поняли, сегодня предмет нашего интереса Аничков мост. Эпиграфом к публикации стал отрывок из стихов московской поэтессы Елены Корвин "Аничков мост". Конечно, Петербург обладает буквально несметным количеством узнаваемых городских символов. Аничков мост не исключение. Мост, соединяющий Спасский и Безымянный острова, украшают скульптурные шедевры - " Укротители коней". Настоящий музей под открытым небом! Однако, облик моста за несколько столетий неоднократно менялся, он успел побывать и деревянным, и каменным.

Аничков мост. Фото автора.
Аничков мост. Фото автора.
Аничков мост. Фото автора.
Аничков мост. Фото автора.

История строительства этой городской переправы уходит глубоко корнями в далекое прошлое. Первая информация о мосте относится к 1715 году, тогда Петр I повелел построить первый мост через Фонтанку. Река в те годы называлась Безымянный Ерик. Место для возведения переправы было выбрано не случайно, к 1715 году на этом месте располагалась караульная служба, стоял шлагбаум, фактически это была окраина города. Паромная переправа, осуществлявшая перевозки грузов и людей не справлялась с нагрузками, город рос и развивался.

Аничков мост. Фото автора.
Аничков мост. Фото автора.
Здание Императорского кабинета. Фото автора.
Здание Императорского кабинета. Фото автора.

Уже через год, летом 1716 года, возведена деревянная переправа. Это был многопролетный балочный мост на свайных опорах. Кстати, оказывается, в те годы ширина Фонтанки в отдельных местах достигала двухсот метров! Мостовой переход получился длиной около 150 метров. Широка была река! По ней осуществлялось судоходство, и это были не просто лодочки и баржи - в XVIII веке по реке проходили корабли с мачтами. Исходя из этого, мост построили с разводной частью. Да, разводной это громко сказано, фактически же, специально нанятые люди вручную разбирали деревянные щиты, составляющие тот самый разводной пролет.

"Юноша, поверженный конём". Фото автора.
"Юноша, поверженный конём". Фото автора.
"Осаживающий коня юноша". Фото автора.
"Осаживающий коня юноша". Фото автора.

Командовал строительством первого деревянного моста через Фонтанку Михаил Аничков. Всё верно, именно командовал, дело в том, что на возведение моста подрядили воинскую часть, расквартированную неподалеку. Это был Астраханский гренадерский пехотный полк. Так вот, рабочим батальоном этого полка командовал инженер-подполковник Михаил Аничков. Первоначально, мост получил название "Невский", однако, закрепилось другое - Аничков. Несмотря на то, что он несколько раз перестраивался, вот уже более 300 лет переправа носит имя первостроителя.

Аничков мост. Фото автора.
Аничков мост. Фото автора.
Аничков мост. Фото автора.
Аничков мост. Фото автора.

Древесина, есть древесина - прошло четыре года мост стал ветшать, возникла необходимость его ремонта, в итоге, в 1721 году по проекту голландского мастера Хармана ван Болоса и под руководством Доменико Трезини мост подвергся реконструкции. Переправа состояла из 18 пролетов, при этом в середине был сооружен разводной, который на этот раз легко поднимался при помощи деревянного устройства и цепей. В 1737 году возникает необходимость в расширении моста - не хватало пропускной способности, ведь изначально его ширина составляла около 6 метров, что позволяло разъехаться только двум повозкам.

"Юноша, берущий коня под уздцы". Фото автора.
"Юноша, берущий коня под уздцы". Фото автора.
Перила Аничкова моста. Фото автора.
Перила Аничкова моста. Фото автора.

Следующие изменения произошли в 1749 году, тогда русский архитектор и художник Семен Артемьевич Волков построил новый мост на свайных опорах. По прежнему переправа состояла из 18 пролетов, однако, деревянные детали были обшиты тесом и отделаны каменными плитами под гранит. Помимо этого, появились фонари для освещения, ведь по-прежнему, это место у моста, по правому берегу Фонтанки являлось окраиной Петербурга, и здесь находилась военизированная городская застава.

Перила Аничкова моста. Фото автора.
Перила Аничкова моста. Фото автора.
Перила Аничкова моста. Фото автора.
Перила Аничкова моста. Фото автора.

В начале 80-х годов VIII столетия начались работы по сооружению набережных реки Фонтанки со строительством семи каменных мостов. Возводились они по одному типовому плану. В течении нескольких лет переправы были возведены. Кстати, автор проекта моста так и остался неизвестен, в разных источниках упоминаются имена нескольких архитекторов, большинство же специалистов склоняются, что проект разработал французский инженер-мостостроитель Жан Родольф Перроне. Аничков мост был среди числа этих семи. Перестроен в период 1783-1785 годов. В башнях были установлены механизмы и цепи для подъема среднего пролета. С годами, вода ушла, Фонтанка обмелела, необходимость в подъемном механизме отпала. Напомню, от этих семи переправ на сегодняшний день сохранились два: мост Ломоносова и Старо-Калинкин мост.

Перила Аничкова моста. Фото автора.
Перила Аничкова моста. Фото автора.
"Конь с идущим юношей". Фото автора.
"Конь с идущим юношей". Фото автора.

Очередная реконструкция состоялась в 1839 году, было принято решение о перестройки моста. Этот вопрос решался на уровне главы государства, императора Николая I, утвердившего в конце1840 года проект постройки нового моста. Авторами этого проекта стали инженер-железнодорожник Александр Христофорович Редер и архитектор Иван Федорович Буттац. Последний, помимо архитектурных проектов и строительства, навсегда остался известен в истории государства российского как человек, первым наладивший производство асфальта в Российской Империи.

Темно-красный дом на углу - Доходный дом И. Ф. Лопатина - "Литературный дом". Фото автора.
Темно-красный дом на углу - Доходный дом И. Ф. Лопатина - "Литературный дом". Фото автора.
Аничков мост. Фото автора.
Аничков мост. Фото автора.

Весной 1841 года началось строительство. Мост вместе с гранитными башенками был разобран и уже осенью, в ноябре того же года, на месте старого появился трехпролетный облицованный гранитом новый Аничков мост. Для выполнения строительных работ в роли подрядчика выступил купец первой гильдии Марк Пименович Пименов - крупнейший коммерсант и благотворитель того времени. Для получения подряда Пименов предложил наиболее выгодные для казны условия. О его деловом авторитете говорит тот факт, что его лично знали в лицо императоры и Александр I, и Николай I. На личные средства Марк Пименович построил шесть церквей.

"Конь с идущим юношей". Фото автора.
"Конь с идущим юношей". Фото автора.
Дом купца Шарова - Доходный дом П. И. Лихачева. Фото автора.
Дом купца Шарова - Доходный дом П. И. Лихачева. Фото автора.

Мост, как вы видите облицован красным карельским гранитом, а возведен из бутового камня и кирпича. Практически, Аничков мост и сегодня выглядит таким же, каким построили его в 1841 году. Особый шарм мосту придают массивные чугунные перила, точнее их рисунок - отлитые в барельефе морские коньки, русалки и дельфины, причем, звенья ограды с изображениями чередуются между собой. Перила моста выполнены архитектором Александром Павловичем Брюлловым. Да, известный факт, дизайн рисунка перил заимствован. Практически, точно такой рисунок имеют ограждения Дворцового моста через канал Шпрее в Берлине. Автор оригинального мотива был немецкий архитектор и живописец Карл Фридрих Шинкель. Решетки берлинского моста вместе с переправой были возведены задолго до Аничкова моста, в 1824 году.

"Юноша, берущий коня под уздцы". Фото автора.
"Юноша, берущий коня под уздцы". Фото автора.
"Юноша, поверженный конём". Фото автора.
"Юноша, поверженный конём". Фото автора.

И, наконец, самое главное украшение моста, его знаменитые кони! Автор этого шедевра русский скульптор и литейный мастер немецкого происхождения Петр Карлович Клодт. Появление скульптурной группы "Укрощение коня человеком" имеет свою, отдельную от моста историю. Если вкратце, то предыстория такова: для установки на спроектированной Константином Тоном пристани, напротив Академии художеств, Петр Клодт изваял в бронзе двух коней с их укротителями, однако, вместо коней на пристани было принято решение установить древнеегипетские сфинксы, привезенные из Египта. Время их создания датируется XIV веко до н. э., то есть, во времена правления фараона XVIII династии Аменхотепа III. И случилась такая пертурбация в 1832-1834 годах.

"Осаживающий коня юноша". Фото автора.
"Осаживающий коня юноша". Фото автора.
"Конь с идущим юношей". Фото автора.
"Конь с идущим юношей". Фото автора.

Прошло время, кони пригодились! В 1841 году их установили на вновь отстроенный Аничков мост, на его западной стороне, правом берегу Фонтанки. А на другой стороне переправы временные, окрашенные под бронзу, их гипсовые копии. Но, нет ничего более постоянного, чем временное! Как только Клодт отлил в металле новые статуи на замену гипсовых, случилось событие - Николай I изволил подарить их прусскому королю Фридриху-Вильгельму IV. Поводом стала годовщина вступления Фридриха на прусский престол, как никах он являлся братом жены императора.

"Юноша, берущий коня под уздцы". Фото автора.
"Юноша, берущий коня под уздцы". Фото автора.
"Юноша, поверженный конём". Фото автора.
"Юноша, поверженный конём". Фото автора.

Наконец, в 1844 году скульптор изготавливает очередную копию коней, их благополучно устанавливают на мост, но проходит два года, прямо с постаментов их... увозят в Неаполь. Николай I таким образом отблагодарил тамошнего короля за оказанный теплый прием и гостеприимство русской императрице Александре Федоровне во время ее путешествия по Италии. Да, барон Клодт в совершенстве освоил анималистическую пластику, его кони это выдающиеся творения искусства скульптуры. Напомню о некоторых его выдающихся работах: квадрига Аполлона на фасаде Большого театра в Москве, памятник Николаю I на Исаакиевской площади, кони Нарвских триумфальных ворот и многие другие творения.

Дворец Белосельских-Белозерских. Фото автора.
Дворец Белосельских-Белозерских. Фото автора.
Аничков мост. Фото автора.
Аничков мост. Фото автора.

В нашей истории с конями случилось всё так, как в той поговорке "Если долго мучиться, что-нибудь получится"! В 1851 году Аничков мост, наконец, предстал перед жителями Петербурга таким, каким мы можем его видеть и в наши дни. Один нюанс, Клодт решил не делать копий, а создал совершенно два новых образа "Укротителей коней", объединив все четыре статуи в единый композиционный стиль, с одним единым замыслом: покорение коня человеком, торжества человека над силами природы...

Аничков мост. Фото автора.
Аничков мост. Фото автора.

На сегодня всё, не прощаюсь! Надеюсь, вам было интересно и познавательно. С вами был Михаил, смотрите Петербург со мной, не пропустите следующие публикации! Подписывайтесь на канал! Всего наилучшего! Если понравилось - ставьте лайки, пишите отзывы!