Часы в наши дни всё чаще используют лишь в качестве стильного аксессуара, дополняющего образ. Однако по-прежнему остались люди, которые ценят в хронометрах не внешний вид, а точность хода. Речь идёт о часовых мастерах. В мастерской одного из них, мастера с 20-летним стажем Евгения Кривоносова, побывали корреспонденты «TV Губернии».
Мастерская Евгения Кривоносова располагается в магазине часов, и попасть в неё не так просто. Как правило, посетители салона оставляют своё изделие консультанту, а уже он передаёт его мастеру.
– Практически у каждых сломанных часов есть своя история, которой люди хотят со мной поделиться. Но смысла тратить на это время нет, так как причина поломки чаще всего сразу ясна при осмотре, – объясняет специалист. – Впрочем, бывает и так, что я приглашаю посетителей в мастерскую, чтобы обсудить с ними более редкие случаи.
Стажировка в Швейцарии
Рабочий стол Евгения чем-то напоминает операционную. У каждого инструмента есть своё чётко обозначенное место. Поэтому, оказавшись в мастерской, боишься ненароком задеть какую-нибудь крошечную деталь, способную лишить клиента его любимых часов. Часовщиком Евгений стал случайно. На последнем курсе студент физического факультета ВГУ, как и многие его ровесники, искал подработку, и тут на глаза попалось объявление – в маленькую мастерскую требовался часовой мастер.
– Со школьных лет я любил заниматься ремонтом техники, начиная от бытовых приборов и заканчивая телевизорами, – вспоминает Евгений. – На момент трудоустройства я уже почти получил диплом радиофизика, поэтому подумал о том, что пора открывать для себя новые горизонты.
За год мастер неплохо освоил принципы ремонта хронометров, поэтому спустя время смог устроиться в более престижное место – крупный магазин часов. Там Евгений работает и сейчас.
– По-настоящему знакомиться с мастерством часовщика я начал уже в магазине. Коллега, работавший до меня, охотно передал мне все свои умения, за что я ему очень благодарен, – рассказывает Евгений. – Но самый мощный опыт я получил на стажировке в Швейцарии, куда меня отправил директор магазина. Там нас привезли на завод и предложили самостоятельно собрать аксессуары, которые продаются на российском рынке. Всё это происходило под чутким руководством зарубежных профессионалов.
Безупречная точность и тонкий слух
В своей работе Евгений больше всего ценит творческую составляющую. По его словам, особенно интересно работать с теми часами, механизм которых ему неизвестен. В этом случае мастеру хочется как можно скорее разобраться с причиной поломки и найти решение проблемы. Что касается трудностей профессии, то самая большая заключается во владении навыками мелкой моторики. Для того чтобы извлечь или вставить микроскопическую деталь, нужна безупречная точность, добиться которой удаётся далеко не всем специалистам.
– Одно неловкое движение, и можно потерять почти незаметную глазу, но очень нужную деталь. Поэтому всегда приходится держать ухо востро, иначе не услышишь звук падения, – поясняет Евгений. – Однажды в поисках потерявшейся детали мне даже пришлось отдирать плинтусы. К счастью, удалось обнаружить пропажу, ведь без неё закончить ремонт было бы невозможно.
Несмотря на сложности, со своей работой часовщик отлично справляется. За время нашей беседы консультант магазина неоднократно приносил изделия на ремонт. Не прерывая разговор, Евгений ловко менял батарейки, работал с механизмом и совершал ещё множество других манипуляций. На вопрос корреспондентов «TV Губернии» о том, как ему удаётся быть сосредоточенным и на разговоре, и на ремонте, мастер ответил – сам не сразу заметил, как начал чинить часы «на автомате».
«Вдохнуть в часы ещё одну жизнь»
За 20 лет работы Евгению Кривоносову приносили множество различных часов, в том числе антиквариат. Некоторые из них запомнились профессионалу особенно.
– Работа с антиквариатом всегда завораживает. Начинаешь думать о том, сколько поколений людей использовало старинные часы до того, как они попали ко мне. Сразу хочется как можно скорее вдохнуть в них ещё одну жизнь и вернуть владельцу, – говорит Евгений. – Самые старые часы, с которыми я работал, были 1850 года. К счастью, мне удалось их починить. А как-то мне принесли редкую модель часов, механизм которых был полностью сделан из дерева и обрамлён в металлическую оправу. И тут я, увы, уже не смог помочь, потому что клиенту нужен был плотник, а не часовщик.
Сам мастер часы не коллекционирует. За годы работы у него накопилось около десятка аксессуаров. Некоторые из них ему оставили клиенты, а какие-то он приобрёл сам. Наиболее ценными являются те часы, которые он лично собрал на стажировке в Швейцарии.
В наши дни люди по-прежнему активно обращаются к часовым мастерам, чтобы устранить ту или иную проблему. Однако профессионалов в этой области не так уж и много, поэтому Евгению приходят часы со всей страны.
– Я выкладываю объявления о своих услугах в интернете, на них откликаются люди с самых разных уголков России. Мне доводилось чинить часы из Волгограда, Ижевска, Южно-Сахалинска и других городов, – вспоминает Евгений. – Сначала я удивлялся таким посылкам, а потом они стали частью моей жизни. Чаще всего люди издалека присылают не одни часы, а сразу несколько, видимо, аксессуары собираются коллективно.
Помимо интересной работы, у Евгения есть любимые хобби – горные походы и фотография. На стене в его кабинете красуются снимки с изображением Казахстана, Абхазии, Архыза, Адыгеи и других красивых туристических мест. Все они были сделаны мастером лично. При этом на сидячую работу мастер особо не жалуется. Говорит, всю жизнь занимается тем, что приносит удовольствие, а это уже большая удача.