Советы родителям: как поддерживать ребёнка с дислексией

140 прочитали

Благодаря науке мы знаем, что мозг дислексиков обрабатывает информацию по-другому. Сканирования мозга показывают, что у людей с дислексией правое полушарие более активно и взаимодействует с левым полушарием иным образом. Именно этим обусловлены проблемы дислексиков, связанные с речевыми навыками: привычные методики обучения чтению и письму для них оказываются неэффективными.

Однако, именно в этой особенности есть свои плюсы: правое и левое полушария головного мозга у людей с дислексией более симметричны, что даёт дислексикам некоторое преимущество. Их проблемы с чтением и письмом компенсируются способностями в других областях. Люди с дислексией в буквальном смысле смотрят на вещи под другим углом, благодаря чему у них развивается пространственное мышление и креативность.

Благодаря науке мы знаем, что мозг дислексиков обрабатывает информацию по-другому.
Несмотря на то, что дислексию иногда называют «неспособностью к обучению», она никак не связана с умственными способностями. Дислексикам просто нужен иной подход к усвоению письма и чтения. Дислексией не болеют и от неё не страдают: она является частью личности. Дислексия – это образ мышления.

Как распознать ‌‌ранние‌ ‌признаки‌ ‌‌ ‌дислексии у детей?

Дислексию довольно сложно диагностировать, особенно у маленьких детей. Затруднения, которые испытывает ребёнок, не обязательно указывают на наличие у него дислексии – иногда это просто особенности развития. К тому же симптомы, связанные с этим состоянием, меняются в течение жизни.

Ниже приведены некоторые из наиболее распространённых признаков дислексии у детей.

Благодаря науке мы знаем, что мозг дислексиков обрабатывает информацию по-другому.-2

Общие рекомендации для семьи с ребёнком-дислексиком

Дислексия – это данность. Она возникает при рождении, а не оттого, что ребёнок вредничает или ленится. Она также не является следствием плохого воспитания, поэтому не нужно чувствовать себя виноватым или обвинять в этом кого-то ещё: ребёнка, учителей, окружающих. Нужно просто принять этот факт и перестать думать о дислексии как о чём-то ужасном.

Лучше всего посетить специальные курсы для родителей детей с дислексией, где вам расскажут, как справляться с этим состоянием. Дислексия остаётся с человеком всю жизнь, однако специальными приёмами и упражнениями можно взять её под свой контроль и сделать проявления почти незаметными. Вы удивитесь, как много известных людей были дислексиками: от Альберта Эйнштейна до актрисы Киры Найтли и первого президента США Джорджа Вашингтона.

Расскажите ребёнку об его состоянии и объясните, что дислексия не делает его хуже или глупее, чем остальные дети. Общение и психологическая поддержка очень важны для дислексиков. Слушайте своих сына или дочь и чаще спрашивайте, что они думают по тому или иному поводу.

Чтобы укрепить самооценку малыша, вам нужно придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Избегайте сравнений с другими детьми;
  2. Хвалите его за каждый успех;
  3. Поощряйте его участие в общественной жизни;
  4. Поощряйте его интерес к различным вещам, чтобы раскрыть таланты;
  5. Покажите, что вы цените его мнение;
  6. Способствуйте позитивному мышлению и не ставьте перед ребёнком невыполнимые задачи.

Установлению доверительных отношений между родителями и детьми помогают совместные развлечения: разучивание стихов и песен, сборка конструктора, настольные игры и головоломки. Кроме того, эти занятия вырабатывают смекалку, развивают память и способствуют расширению словарного запаса. Неформальное обучение в данном случае столь же эффективно, как и формальное. Дети получают огромный объём знаний даже тогда, когда просто находятся рядом с родителями и наблюдают за ними.

Практические советы родителям детей-дислексиков

У детей можно выработать привычку к чтению ещё до того, как они начнут читать самостоятельно. Всё, что для этого нужно – это выполнять ряд простых рекомендаций.

Прежде всего, чтение должно стать повседневной привычкой. Дети хорошо реагируют на успокаивающий тембр голоса, а ещё – на уют и тишину, поэтому место для чтения должно быть комфортным и вызывать приятные эмоции.

Благодаря науке мы знаем, что мозг дислексиков обрабатывает информацию по-другому.-3

Если вы читаете ребёнку вслух, то попробуйте разыграть историю в лицах, меняя голос и выражение лица. Если ребёнок уже сам умеет читать, то можно превратить чтение в маленький спектакль, где вы с малышом будете по очереди играть разные роли.

Дети часто просят читать им любимую книгу снова и снова. Это может показаться утомительным, но на самом деле это – прекрасная возможность глубже погрузиться в сюжет. Предложите ребёнку обсудить действия персонажа, задайте ему вопросы о том, что побуждает его действовать так, а не иначе. Попробуйте обсудить вместе с ребёнком возможное продолжение истории.

Помимо чтения книг, нужно в течение дня находить любые возможности для тренировки навыков: например, читать вместе с ребёнком вывески на магазинах, афиши, объявления. Предложите ребёнку при выходе на улицу каждый раз находить новое слово.

Помощь школьникам с дислексией

Обучение в школе может представлять сложность для ребёнка с дислексией, и не только из-за того, что он не может усваивать материал в том же темпе, что и остальной класс. Из-за неудач школьник может испытывать чувство неловкости и страх перед школой, потерять уверенность в себе. Важно заставить его поверить в свои силы и правильно организовать для него распорядок дня.

Дислексикам часто требуется несколько раз повторить материал, чтобы его понять и запомнить информацию. Выделяйте больше времени на подготовку домашних заданий, но так, чтобы не слишком утомлять ребёнка – особенно это касается младшеклассников. Большие задачи лучше разбивать на несколько мелких и ставить достижимые цели. Никогда не делайте уроки за ребёнка.

Некоторым детям-дислексикам бывает трудно организовать свою жизнь. Помогите им в этом, установив распорядок дня. Составьте расписание для обязательных дел: приготовления уроков, спортивных тренировок, работы по дому и так далее. Постарайтесь при этом задать комфортный темп. Организуйте небольшие перерывы примерно каждые полчаса-час, в зависимости от возраста школьника.

Обучение может проходить не только в школе. Старайтесь посещать вместе с ребёнком музеи, выставки, смотреть образовательные передачи и научно-популярные фильмы. Рассматривайте вместе с ним красочные визуализации – например, устройство Солнечной системы. Обязательно обсуждайте увиденное. Общение с детьми улучшает их когнитивные и речевые навыки.

Особая поддержка для детей с дислексией

Раннее диагностирование имеет решающее значение для установления контроля над дислексией. Но точную оценку может дать только специалист – по итогам общения с ребёнком и тестирования. И, поскольку признаки этого состояния очень индивидуальны, любой метод коррекции должен быть адаптирован к конкретному случаю.

Ребёнку может быть показана такая специализированная поддержка, как:

  • Дополнительная работа в малых группах в школе;
  • Индивидуальное подход к обучению;
  • Выделение дополнительного времени на выполнение учебных заданий и уроков.
Родителям школьников необходимо поддерживать тесный контакт с учителем, чтобы лучше понимать проблемы, с которыми их дети сталкиваются в школе. Учитель также сможет объяснить, что родители должны сделать дома, чтобы помочь своему ребёнку.

Некоторым детям может потребоваться дополнительная помощь, вплоть до обучения в специализированных классах или даже школах. Бояться этого не нужно: в таких школах детям-дислексикам гораздо комфортнее, так как обучение адаптировано к их потребностям. Количество учеников в этих классах гораздо меньше, что позволяет учителю взаимодействовать с каждым из них индивидуально. Учащиеся при этом находятся в таких условиях, которые невозможно создать в обычном классе.