Из рассказов князя Евгения Львова
В один из субботних вечеров, зимою 1842 года, собрались у князя В. Ф. Одоевского его обычные посетители. В этот вечер приехал и Иван Андреевич Крылов. Одоевский знал, что он будет и приготовил ему его любимое кушанье, холодного поросенка с хреном. Иван Андреевич был в добром расположении духа и разговорчив.
- Пишете ли вы что-нибудь теперь? - спросил его граф В. А. Соллогуб.
- Нет, ничего не пишу.
- Отчего же?
- А вот от того, что пускай лучше спрашивают: отчего не пишу, чем скажут: для чего пишу.
Крылов рассказал в этот вечер два следующие анекдота.
В поездку Екатерины II-й в Крым (1787), семинаристы киевской духовной семинарии испросили разрешение пригласить её на зрелище, нарочно на этот случай ими изготовленное. Государыня милостиво приняла приглашение и отправилась в устроенный театр. Представление длилось очень долго и, наконец, утомило Государыню.
Она поручила Шувалову (Иван Иванович), который сопровождал ее, изъявить семинаристам от ее имени полное удовольствие; но, однако, узнать осторожно, скоро ли кончится представление? Шувалов отправился за кулисы и исполнил приказание.
Обрадованные и ободренные семинаристы отвечали, что продлить и прервать представление совершенно в воле Её Величества, а что у них заготовлено его на трое суток! Такой определенный срок выводил Государыню из затруднения: не опасаясь никого оскорбить, она немедленно встала и удалилась с "позорища".
В ту же поездку Екатерины, какой-то небогатый помещик получил разрешение пригласить Государыню отдохнуть в палатке, которую разбил он на пути Её Величества. Государыня вошла в шатер. Счастливый помещик кланялся, суетился, неопрятная прислуга спешила расставлять на столе заготовленную закуску.
Государыня сказала несколько милостивых слов и присела у стола, а Шувалов, обратясь к помещику, спросил, служил ли он?
- По милости вашей, - отвечал растерянный от счастья помещик.
- Давно в отставке?
- Десять лет, по милости вашей.
- В каком чине?
- Полковником, по милости вашей.
- Женат?
- Но милости вашей, повторял помещик.
Екатерина молча улыбалась, слушая ответы помещика.
- И есть у вас дети? - продолжал Шувалов.
- Семеро, по милости вашей, - махнул еще раз помещик!..
- Вы, однако, страх, как милостивы! - перервала Екатерина вполголоса, обращаясь к Шувалову.