«Контроль качества продукции», январь 2024.
Рубрика: ИТ и цифровизация. Автор: А.А. Бурак.
Техническое регулирование — единая система регулирующих мер, применяемых для обеспечения баланса между необходимым уровнем безопасности продукции и снижением излишних барьеров на рынке. В рамках Евразийского экономического союза создана единая наднациональная система технического регулирования, которая транслируется в государственную политику всех стран Союза. Затронуты предпосылки, преимущества и риски цифровой трансформации этой системы.[1]
На сегодняшний день принято 52 технических регламента Таможенного союза/Евразийского экономического союза (ЕАЭС, Союз), к 47 регламентам утверждены 86 перечней, которые содержат около 16 тыс. позиций со ссылками на межгосударственные и национальные стандарты, действует ряд других документов в сфере технического регулирования. В разработке находится еще 10 технических регламентов и 32 изменения, перечни стандартов постоянно актуализируются.
Цели проекта цифровизации
Использование традиционных «бумажных» подходов при подготовке и рассмотрении документов на экспертном уровне, уровне государств — членов Союза, Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) отнимает много времени и ресурсов. Кроме того, затруднительно прослеживание их жизненного цикла.
Отсутствует технологическая связь между проводимыми в рамках Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС) Содружества Независимых Государств процессами разработки межгосударственных стандартов и подготовкой перечней стандартов и программ разработки межгосударственных стандартов под технические регламенты Союза.
Важнейшей задачей проекта «Цифровое техническое регулирование в рамках Евразийского экономического союза» (далее — Проект) является создание цифровой среды разработки технических регламентов и всех взаимосвязанных с ними документов (перечней взаимосвязанных стандартов, программ их разработки, перечней продукции с кодами ТН ВЭД). Решение этой задачи позволит существенно повысить эффективность работы регуляторов, сократить сроки разработки документов сферы технического регулирования, систематизировать массивы данных. Кроме того, формируемые в рамках Проекта сведения об обязательных требованиях к продукции и формах оценки соответствия могут стать источником информации для органов государственного надзора при проведении идентификации продукции в рамках надзорных мероприятий.
Однако важно определиться со статусом информации, которую будут получать пользователи сервисов Проекта, чтобы исключить разногласия.
Риски Проекта
Возможны случаи разного понимания в государствах-членах того, что является обязательными требованиями к продукции. Например, на практике мы встретились с различными трактовками набора обязательных требований к безопасности средств пожаротушения.
Принятие пользователем решения об оценке соответствия продукции на основании информации Проекта может вызвать разногласия между надзорными органами, либо органами по оценке соответствия в отношении его корректности.
Особый риск представляет ситуация, когда пользователь сервиса на основании полученной информации сделает вывод, что на его продукцию отсутствуют обязательные требования, и она будет выпущена в обращение без проведения необходимых процедур оценки соответствия.
Информационная среда технического регулирования в Республике Беларусь
На сегодняшний день в перечни стандартов к техническим регламентам Союза включено около 16 тыс. ссылок на межгосударственные и национальные стандарты, а также методики исследований, испытаний и измерений. Разработка стандартов осуществляется за счет средств государств — членов Союза. Так, например, Республикой Беларусь под реализацию требований технических регламентов разработано 640 межгосударственных стандартов, из них 538 (84 %) — на основе международных и региональных.
Доступ к стандартам осуществляется с учетом правил, установленных на международном, межгосударственном и национальных уровнях. Стандарты, разработанные на базе международных, защищены авторским правом и распространяются на основе правил международных и региональных организаций по стандартизации.
Распространение межгосударственных стандартов осуществляется в соответствии с Соглашением о распространении документов по межгосударственной стандартизации от 01.06.2018 г. и Порядком распространения документов по межгосударственной стандартизации от 21.06.2019 г.
Распространение государственных стандартов Республики Беларусь происходит в порядке, установленном в Законе «О техническом нормировании и стандартизации»[2]. Техническое регулирование — единая система регулирующих мер, применяемых для обеспечения баланса между необходимым уровнем безопасности продукции и снижением излишних барьеров на рынке. В рамках Евразийского экономического союза создана единая наднациональная система технического регулирования, которая транслируется в государственную политику всех стран Союза. Затронуты предпосылки, преимущества и риски цифровой трансформации этой системы. Для его реализации разработана и успешно функционирует Система комплексного информационного обеспечения в области технического нормирования и стандартизации. Данная система представляет собой совокупность информационных ресурсов, которые не только обеспечивают доступность стандартов, но и автоматизируют все этапы их жизненного цикла, начиная от планирования и заканчивая отменой. Можно констатировать, что в республике создана информационная среда, обеспечивающая государственными стандартами и другими документами в области технического нормирования и стандартизации все заинтересованные организации и граждан.
Доступность методик исследований, испытаний и измерений
На сегодняшний день в перечни стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технических регламентов Таможенного союза, включено 469 методик, в т. ч. 138 разработанных в Республике Беларусь, на предоставление 50 из которых заключены лицензионные соглашения, 47 размещены в свободном доступе в сети Интернет на сайтах государственных органов и утвердивших их организаций, а также на сайте ЕЭК, на котором находятся также тексты 69 предоставленных Российской Федерацией методик из 278, включенных в перечни (рис. 1).
Остается открытым вопрос доступа к методикам, разработанным в СССР и Российской Федерации, и их актуальности. Трудности здесь обусловлены тем, что документы, как правило, разрабатываются и утверждаются субъектами хозяйствования, и их распространение осуществляется по правилам, установленным разработчиками. Бо́льшая часть методик являются также объектами авторского права и распространяются с учетом национального законодательства в области авторского и смежных прав.
Резюме
Технологические решения, предусмотренные техническим заданием проекта «Цифровое техническое регулирование в рамках Евразийского экономического союза», должны использоваться для организации доступа к текстам документов, включенных в перечни стандартов к техническим регламентам Союза. Проект позволит упорядочить и оптимизировать работы в сфере технического регулирования, а также создаст удобную среду для его участников.
[1] Решение Совета ЕЭК от 14.07.2021 г. № 63 «О реализации проекта “Цифровое техническое регулирование в рамках Евразийского экономического
союза”».
[2] Закон Республики Беларусь от 05.01.2004 г. № 262–З «О техническом нормировании и стандартизации». — URL: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=h10400262
***
РИА «Стандарты и качество»
Тел. +7 (495) 771-66-52, пишите на e-mail: podpiska@mirQ.ru
или оставляйте заявку на нашем сайте https://ria-stk.ru
Присоединяйтесь к сообществам издательства «Стандарты и качество»:
VK: https://vk.com/ria_stk
YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCvW86WE6yIaFNZqK5swi70A
#СТандартыиКачество