Индивидуальные предприниматели Владимир Щигрев и Яна Бедарева лишились свидетельств на обслуживание маршрутов № 417, 418, 402 и 450 в Бийском районе. Представители этих предприятий рассказали «Банкфаксу», что Минтранс Алтайского края расторг с ними соглашения, так как не захотел изменить число рейсов и объем подвижного состава по их просьбе, которая обусловлена сильной убыточностью их работы. Чиновники отдали маршруты другому перевозчику, причем с серьезными послаблениями, на которых настаивали его предшественники.
Как стало известно «Банкфаксу», соглашения об обслуживании маршрутов с двумя ИП заключили в 2022 году по итогам конкурсов. Владимиру Щигреву достались № 417 (Бийск – поселок Чуйский) и 418 (Бийск – Усть-Катунь), а Яне Бедаревой № 402 (Бийск – село Лесное – поселок Амурский) и 450 (Бийск – село Промышленное). Процедуру провели после того, как полномочия по определению перевозчиков на межмуниципальные маршруты перешли Минтрансу Алтайского края. Ранее этим занимались местные власти. Опрошенные агентством эксперты отметили, что к условиям отбора вопросы были изначально, поскольку в чиновники ведомства не провели оценку пассажиропотока.
Теперь же оба предприятия испытывают серьезные финансовые проблемы после окончания садоводческого сезона, поскольку поток пассажиров в этот период на междугородних направлениях серьезно упал. Кроме того, популярность этих автобусов снизилась на фоне ремонта коммунального моста через Бию, движение по которому было ограничено в 2023 году. На экономику предприятий также повлияли рост цен на ГСМ и необходимость повышения оплаты труда для работников.
Представители предпринимателей отметили, что осенью и зимой 2023 года обращались в Минтранс Алтайского края с просьбой изменить условия, на которых они заключали соглашения, чтобы хоть как-то остаться на плаву. При этом оба предприятия подчеркнули, что не хотели поднимать стоимость проезда, что могло снизить привлекательность их автобусов перед другими маршрутами, хотя имели законное право это сделать.
Так, они предложили несколько сократить число рейсов и вместо двух автобусов выпускать на линию по одному. При этом перевозчики выразили готовность скорректировать расписание в дневное время, когда пассажиров практически нет, и хотели сконцентрироваться на работе в час-пик. Кроме того, предприниматели просили сделать маршруты № 418 и 450 сезонными, то есть с мая по октябрь по примеру других похожих направлений. Однако чиновники на встречу им не пошли.
В итоге Минтранс якобы решил избавиться от проблемных перевозчиков, полагают предприниматели. В ноябре 2023 года министерство подало иск о прекращении действия свидетельств Щигрева на маршруты № 417 и 418. Чиновники заявили, что он не соблюдал процент исполнения рейсов. 8 февраля 2024 года арбитражный суд прекратил производство по делу, поскольку ведомство отказалось от претензий. Дело в том, что власти лишили предприятие свидетельства иным способом – по приказу. Он мотивирован информацией прокуратуры, которая по камерам видеонаблюдения установила, что автобусы не выходили на направление № 418. Со слов представителя перевозчика, подтверждений и видео ему не представили. При этом речь идет о камерах, которые фиксируют нарушения скоростного режима или являются частной собственностью. В связи с этим Щигрев подал иск в суд с целью отменить приказ Минтранса.
От Бедаревой же избавились иначе – с помощью многочисленных жалоб жителей села Лесное, которые до этого никаких претензий к перевозчику не высказывали. В итоге с ней также расторгли соглашение о выдаче свидетельств на обслуживание маршрутов № 402 и 450 из-за того, что три дня на маршруте не было автобусов.
В то же время Минтранс временно предоставил все четыре маршрута другому перевозчику. № 402 и 450 достались индивидуальному предпринимателю Сергею Кондрашеву. Со слов собеседников «Банкфакса», № 402 якобы обслуживают по расписанию, которое предлагала Яна Бедарева, а по № 450 с 10 января вообще нет ни одного автобуса. Этому же перевозчику отдали маршрут № 417, а № 418 получило ООО «Автоград», в котором Кондрашев является совладельцем, следует из ЕГРЮЛ.
Представители «оптимизированных» предприятий считают, что в этой ситуации может иметь место предвзятое отношение чиновников. Предполагается, что в скором времени Минтранс объявит новый конкурс на указанные маршруты. Тем временем обделенные перевозчики обратились в прокуратуру и другие инстанции с просьбой разобраться в ситуации.