Найти тему

ЧЕБОКСАРСКАЯ ГЭС – ПЯТАЯ СТУПЕНЬ ВОЛЖСКО-КАМСКОГО КАСКАДА Часть 3 Судоходный шлюз


Сегодня мы расскажем про работу Чебоксарского шлюза.

Чебоксарский шлюз
Чебоксарский шлюз

Судоходный шлюз Чебоксарского гидроузла строился одновременно с Чебоксарской ГЭС. Первые суда прошли через чебоксарский шлюз 23 апреля 1981 года.

Начало работы Чебоксарского шлюза
Начало работы Чебоксарского шлюза

К тому времени из-за отставания в графике монтажных работ, выше и ниже ГЭС скопились сотни судов. Первым шлюз прошел ледокол «Капитан Букаев». Тогда шлюзование происходило практически в ручном режиме. Не было схем управления, телефонной связи, светофорной сигнализации и много другого.

Ледокол «Капитан Букаев» - первое судно, прошедшее через Чебоксарский шлюз
Ледокол «Капитан Букаев» - первое судно, прошедшее через Чебоксарский шлюз

В постоянную эксплуатацию шлюз был принят в 1989 году. Сегодня, как и Чебоксарская ГЭС, её шлюз по-прежнему работает на непроектной отметке (63 метров вместо 68 метров). К концу навигации 2008 года (29-я по счету) произошло почти 220 тыс. шлюзований, шлюзы прошло около 512 тысяч судов.

Макет Чебоксарского шлюза
Макет Чебоксарского шлюза

Необходимо отметить, что судопропускные сооружения Чебоксарского гидроузла включают в себя не только шлюз, но и дамбы аванпорта и нижнего подходного канала. Ограждающая дамба аванпорта размещается в верхнем бьефе за зданием ГЭС и выполняет функцию создания защищённой акватории аванпорта площадью 1,1 км² для безопасного подхода речных судов к шлюзам. Длина дамбы 2,5 км, максимальная высота 26 м.

Судно заходит в камеру Чебоксарского шлюза со стороны верхнего бьефа. На заднем плане - ограждающая дамба аванпорта
Судно заходит в камеру Чебоксарского шлюза со стороны верхнего бьефа. На заднем плане - ограждающая дамба аванпорта

В нижнем бьефе размещается подобная дамба длиной 1,5 км и максимальной высотой 13 м, ограждающая нижний подходный канал.

Дамба нижнего бьефа
Дамба нижнего бьефа

Судоходный шлюз Чебоксарского гидроузла однокамерный двухниточный, каждая нитка имеет размеры 290×30 м. В системе внутренних водных путей нитки имеют номера 17 и 18. Перепад высот составляет около 10 метров.

Нижний бьеф Чебоксарского шлюза
Нижний бьеф Чебоксарского шлюза

В настоящее время в день происходит около 18 шлюзований. В зависимости от количества судов, в шлюзы входят одно или несколько судов (если грубо одно шлюзование — 2,5 суда). Мелкие суда (яхты, катера) обычно дожидаются подхода крупных судов. Навигация длится с конца апреля до конца октября.

Буксир "Капитан Сергеев" в камере Чебоксарского шлюза. Он толкает сразу 2 баржи:"Наливная-624" и "Наливная-616"
Буксир "Капитан Сергеев" в камере Чебоксарского шлюза. Он толкает сразу 2 баржи:"Наливная-624" и "Наливная-616"

По данным на 2014 на Чебоксарском шлюзе работало чуть больше 100 человек. Как правило, смена состоит из 4 человек: начальник смены, диспетчер и две судопропускницы или судопропускника. Диспетчер управляет шлюзом с пульта, расположенного на специальной вышке.

Башня, на верху которой расположен пульт управления Чебоксарским шлюзом
Башня, на верху которой расположен пульт управления Чебоксарским шлюзом
Пульт управления Чебоксарским шлюзом
Пульт управления Чебоксарским шлюзом
Пульт управления Чебоксарским шлюзом
Пульт управления Чебоксарским шлюзом

Судопропускница (или судопропускник) стоит рядом с шлюзовыми камерами и непосредственно следит за проходом судов в шлюзы и из них, и при возникновении нештатной ситуации, может остановить все работы, связанные с прохождением судов через шлюзы.

Судопропускник, стоя у судовой камеры, держит зонт. Его основная задача не людей опекать от солнца и дождя, а приборы.
Судопропускник, стоя у судовой камеры, держит зонт. Его основная задача не людей опекать от солнца и дождя, а приборы.

В отличие от шлюзов других гидроузлов Волжского каскада, шлюз Чебоксарской ГЭС оборудован распределительной системой наполнения камер, исключающей образование волн в процессе шлюзования и раскачивание судов. То есть вода в шлюзы поступает снизу. Сами галереи находятся под дном шлюзовых камер. Есть галерея для наполнения и опустошения шлюзов.

Это хранилище воды для подземных галерей
Это хранилище воды для подземных галерей

Судопропускные сооружения Чебоксарской ГЭС находятся в государственной собственности и эксплуатируются ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей»

Буксир "Капитан Сергеев" с баржами в камере Чебоксарского шлюза
Буксир "Капитан Сергеев" с баржами в камере Чебоксарского шлюза
Буксир "Капитан Сергеев" вместе с баржами покидает Чебоксарский шлюз
Буксир "Капитан Сергеев" вместе с баржами покидает Чебоксарский шлюз

Продолжение следует…
Источники:
Слива И. В. История гидроэнергетики России – М.: Издательство «Аспект Пресс», 2016. – 304 с.

Егоров С. Чебоксарская Гидростанция: Отдельные страницы из истории строительства 1968-1981 –Новочебоксарск, 2020 г.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Чебоксарская_ГЭС
https://zavodfoto.livejournal.com/2525669.html
https://7dogs.livejournal.com/617370.html