Сегодня мы расскажем про работу Чебоксарского шлюза.
Судоходный шлюз Чебоксарского гидроузла строился одновременно с Чебоксарской ГЭС. Первые суда прошли через чебоксарский шлюз 23 апреля 1981 года.
К тому времени из-за отставания в графике монтажных работ, выше и ниже ГЭС скопились сотни судов. Первым шлюз прошел ледокол «Капитан Букаев». Тогда шлюзование происходило практически в ручном режиме. Не было схем управления, телефонной связи, светофорной сигнализации и много другого.
В постоянную эксплуатацию шлюз был принят в 1989 году. Сегодня, как и Чебоксарская ГЭС, её шлюз по-прежнему работает на непроектной отметке (63 метров вместо 68 метров). К концу навигации 2008 года (29-я по счету) произошло почти 220 тыс. шлюзований, шлюзы прошло около 512 тысяч судов.
Необходимо отметить, что судопропускные сооружения Чебоксарского гидроузла включают в себя не только шлюз, но и дамбы аванпорта и нижнего подходного канала. Ограждающая дамба аванпорта размещается в верхнем бьефе за зданием ГЭС и выполняет функцию создания защищённой акватории аванпорта площадью 1,1 км² для безопасного подхода речных судов к шлюзам. Длина дамбы 2,5 км, максимальная высота 26 м.
В нижнем бьефе размещается подобная дамба длиной 1,5 км и максимальной высотой 13 м, ограждающая нижний подходный канал.
Судоходный шлюз Чебоксарского гидроузла однокамерный двухниточный, каждая нитка имеет размеры 290×30 м. В системе внутренних водных путей нитки имеют номера 17 и 18. Перепад высот составляет около 10 метров.
В настоящее время в день происходит около 18 шлюзований. В зависимости от количества судов, в шлюзы входят одно или несколько судов (если грубо одно шлюзование — 2,5 суда). Мелкие суда (яхты, катера) обычно дожидаются подхода крупных судов. Навигация длится с конца апреля до конца октября.
По данным на 2014 на Чебоксарском шлюзе работало чуть больше 100 человек. Как правило, смена состоит из 4 человек: начальник смены, диспетчер и две судопропускницы или судопропускника. Диспетчер управляет шлюзом с пульта, расположенного на специальной вышке.
Судопропускница (или судопропускник) стоит рядом с шлюзовыми камерами и непосредственно следит за проходом судов в шлюзы и из них, и при возникновении нештатной ситуации, может остановить все работы, связанные с прохождением судов через шлюзы.
В отличие от шлюзов других гидроузлов Волжского каскада, шлюз Чебоксарской ГЭС оборудован распределительной системой наполнения камер, исключающей образование волн в процессе шлюзования и раскачивание судов. То есть вода в шлюзы поступает снизу. Сами галереи находятся под дном шлюзовых камер. Есть галерея для наполнения и опустошения шлюзов.
Судопропускные сооружения Чебоксарской ГЭС находятся в государственной собственности и эксплуатируются ФБУ «Администрация Волжского бассейна внутренних водных путей»
Продолжение следует…
Источники:
Слива И. В. История гидроэнергетики России – М.: Издательство «Аспект Пресс», 2016. – 304 с.
Егоров С. Чебоксарская Гидростанция: Отдельные страницы из истории строительства 1968-1981 –Новочебоксарск, 2020 г.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Чебоксарская_ГЭС
https://zavodfoto.livejournal.com/2525669.html
https://7dogs.livejournal.com/617370.html