У оленеводов большие семьи. Много детей, значит много помощников и продолжение рода. Сейчас женщин рожать увозят на вертолетах в перинатальные центры. Но еще каких то два десятилетия назад женщины рожали в тундре, соблюдая традиции предков. Для этого из чума выносили идолов и деревянные доски, потому что во время родов и после женщина считается нечистой.
Когда у роженицы начинались схватки, ей на помощь приходила женщина постарше, она же и выполняла все обязанности повитухи. Это могла быть родственница или соседка по стойбищу. Если роды проходили зимой, то она собирала еловые лапы и укладывала постель справа у входа. Сверху укладывала связанный из сухой травы матрас и застилала тонко нарезанной осиновой стружкой. Такая постель не только грела, но и хорошо впитывала влагу.
Возле постели роженицы обязательно должен был быть мешок, где хранились кисы и одежда, чтобы все необходимое было под рукой. При родах присутствовала только повитуха, она принимала ребенка, проводила гигиенические процедуры, и укладывала ребенка на берестяную подставку для люльки.
Мать и ребенок сразу после родов обязательно проходили обряд очищения. Для этого чагу жгли до черноты и кидали в холодную воду. Чага обладает антисептическими свойствами и ее применяли в качестве мыла. После мытья маму окуривали дымом с использованием бобровой шкуры.
В течение двух-трех месяцев после родов женщина считалась нечистой, и находилась только на своей половине чума. Она освобождалась от домашних дел и занималась только ребенком. За это время ее организм успевал восстановиться.
Вместо пеленок часто использовали мох сфагнум или кусок оленьей шкуры, а в качестве присыпки применяли труху ствола березы. Тундровые дети никогда не страдали опрелостью, росли здоровыми и закаленными.
Если вам понравилось, ставьте лайк, пишите комментарии и подписывайтесь на наш канал!