Десять лет уже на пенсии, а душа о школе болит. Мысли о школьных проблемах никак не оставляют. Что делать, чтобы дети в школе учились уму-разуму, а не мошенничеству и эгоизму? Кто виноват в таком упадке школьного образования? Как добиться того чтобы власть услышала учителей и обратила пристальное внимание на школьные проблемы, прежде всего на заработную плату и статус педагога? Вопросы, вопросы...
Когда и как началось ухудшение образования в школе
Однозначно можно сказать, что образование в школе начало ухудшаться с момента развала СССР. Страна менялась, бурлила, и школа не могла оставаться в таких условиях островком благополучия. Начались проблемы с зарплатами работникам школы, с материальным обеспечением учебного процесса, вышел новый закон об образовании, в котором образование назвали услугой, ученики с родителями названы клиентами, а клиент всегда прав...
Но учителя работали по-прежнему добросовестно, несмотря на все сложности и первое время заметного падения уровня образования не было. Значительно ухудшило положение дел в школе уход большого количества учителей после дефолта 1998 года, когда зарплату не выплачивали месяцами. Из нашей школы в это время уволилось 30% учителей и уехали в город искать лучшей доли. Из уехавших никто не вернулся.
На оставшихся в школе учителей со стороны РУО началось сильное давление сначала по поводу неуспевающих учеников. Есть второгодники - значит не будет стимулирующих доплат, не будет аттестации, будут лишь проверки, разгромы при разборе посещенных уроков, недоброе отношение со стороны администрации и чиновников.
Родители к этому времени тоже поняли, что права на их стороне, а обязанности на стороне учителя и чуть что сразу начинали писать, звонить в РУО и прокуратуру. По каждому звонку приезжали разбираться чиновники и виновными у них всегда были учителя.
Дети, видя отношение к учителю, быстро поняли, что на второй год не оставят и очень многие просто перестали добросовестно учиться. Началось накопление пробелов в знаниях учеников, это проще чем ежедневный труд учёбы. В итоге слабые знания, нежелание учиться, ухудшение поведения...
Потом ввели ЕГЭ, ГИА, ВПР, что тоже давит прежде всего на учителя, нагрузили учителей самой различной отчётностью, курсами, аттестациями, базами данных, электронными журналами и т. д.. При этом зарплата по отношению к зарплате в производственной сфере падала.
Что надо делать
- Выполнить майские указы президента от 2012 года, подняв зарплату учителям до средней зарплаты по экономике региона, считая среднюю зарплату учителя на 1 (одну) ставку;
- Оставлять на повторный год обучения учеников не освоивших учебную программу по какому-либо предмету;
- Прекратить проводить ВПР, они не дают истинной картины успеваемости, а только отнимают время от учёбы;
- Подумать над итоговой аттестацией учеников не в форме ЕГЭ;
- Поднять статус учителя в обществе;
Заключение
Конечно, есть ещё много других предложений по поводу того, что и как изменить давно пора в школе и одному человеку всё не под силу охватить. Но не выполнив предыдущие пять пунктов, добиться улучшения школьного образования будет невозможно. Самый проблемный пункт - это второй год обучения. Если сейчас провести истинную итоговую аттестацию, то больше половины учеников надо оставлять на повторный год обучения в каждом классе. Этого никто делать не будет, поэтому предлагаю этот пункт изменить следующим образом: заменить оценки баллами и переводить в следующий класс и выпускать из школы с любыми баллами, то есть не оставлять на повторный год обучения, но и в аттестат ставить истинные оценки в баллах.