Администрация Уфы в рамках подготовки к празднованию 450-летия города разместила текст, рассказывающий об истории формирования современного облика столицы республики.
Уфа начала XIX века, несомненно, была значительно меньше современной. Границы можно было чётко обозначить по улицам: Телеграфной (Цюрупы) – на западе, Успенской (Коммунистической) – на севере, Блохинской (Кавказской) – на востоке. На юге же границей города служила река Белая.
В 1819 году император Александр I утверждает генеральный план застройки Уфы. Общий план города представлял собой неправильный многогранник и состоял из веерных и прямоугольных кварталов. Предусматривалось расширение Уфы от ул. Телеграфной до ул. Никольской (ныне Революционная).
С начала XIX столетия в Уфе активно формируются рабочие кварталы и районы. Юго-восточная часть выше устья Сутолоки была занята лесной пристанью и мастерскими. Крупной рабочей окраиной к середине XIX века стала Нижегородская слобода, здесь находилось более десятка различных предприятий. Промышленная продукция сбывалась преимущественно на месте: на базарах, ярмарках, в лавках.
Ускоренный экономический рост заметно способствовал изменению внешнего облика города. Заметно возрастали также и темпы городского жилищного строительства. В 1860-1880 годах ежегодно возводилось до 18 домов, а уже в 1890-х цифра в среднем достигала 250 в год. Однако преимущественно город был застроен деревянными строениями. Так, в середине 1880-х гг. их в Уфе было 93% от всех зданий, каменных и смешанных – лишь 7%.
В 1858 году первые рейсы по реке совершают пароходы «Грозный» и «Быстрый», регулярное пароходное сообщение открывается с учреждением в 1870 году общества «Бельское пароходство». Пассажирские суда совершают рейсы в Казань и Нижний Новгород. В конце XIX века по Белой курсировало 57 товаро-пассажирских пароходов. Уфа стала центром Бельского речного пути и крупной пристанью.
В апреле 1886 года состоялась торжественная закладка железнодорожного вокзала, в сентябре 1888 года открылось железнодорожное сообщение Самара – Уфа. В первое время на линию выходило 60 маломощных паровозов, 15 пассажирских и 750 товарных вагонов. Развитие путей сообщения превратило Уфу из небольшого губернского города в один из важнейших торгово-экономических и транспортных центров России.
Железный и речной транспорт дополняли друг друга. По железной дороге перевозились грузы с запада на восток, а по реке Белой – с севера на юг.
Так из небольшого губернского города Уфа становится одним из важнейших торгово-экономических и транспортных центров России. Застройка Уфы, расширение инфраструктуры в городе, включение в транспортные артерии страны, безусловно, положительно повлияли на ее экономическое, торговое, демографическое и промышленное возвышение к концу XIX в. Большинство этих предприятий, зданий, сооружений либо продолжают существовать и функционировать до настоящего времени, либо послужили основой в развитии тех или иных торгово-экономических отраслей, играющих большую роль в экономике города.
Ранее «Башинформ» сообщал, что в Уфе появились стенды, напоминающие об истории города.