Найти тему
Лапша Медиа

Диктат доллара, сегрегация и падение успеваемости: куда катится образование в США

Оглавление

«Ну, тупые», — эту сакраментальную фразу произносил юморист Михаил Задорнов в адрес американцев. Часто ей иллюстрировали то, что не все так гладко в стране звезднополосатого флага, особенно в вопросе образования. И действительно: показатели успеваемости у детей в США системно падают, процветает сегрегация, а Запад все чаще смотрит в адрес советской математической школы. Подробнее о мифах и о тонкостях системы образования в США — в нашем материале.

Рыба гниет с головы, или Скрытая сегрегация и низкая успеваемость

Образование в США делится на три уровня: начальное (основное), среднее и высшее. В начальной школе учатся дети с первого по шестой класс. В средней школе обучаются учащиеся с 7-го по 12-й класс.

Учеников оценивают в каждом классе. На переход в следующий класс влияют оценки в классе и оценки учителей. Стандартизированное тестирование было введено в большинстве американских штатов в рамках закона «Ни одного отстающего ребенка», принятого в 2001 году Конгрессом США. Закон обязывает школы проводить тестирование учащихся с третьего по восьмой класс по математике, чтению и естественным наукам.

В США нет государственной учебной программы. Есть установленные руководящие принципы, в то время как школьные округа и образовательные учреждения сами формируют собственные учебные планы. В результате программы могут сильно различаться в зависимости от района. В старшей школе учебные планы и курсовые работы тесно связаны с требованиями к выпускникам.

Все чаще в адрес американского образования звучит критика на уровне СМИ и политических представителей. Согласно последнему исследованию в рамках Программы международной оценки учащихся, заметно снижение успеваемости учеников. А по оценке Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), результаты тестов по математике, которые написали американские школьники в 2022 году, был не только хуже, чем в 2012 году, но и «одним из самых низких, когда-либо измерявшихся по математике».

-2

О проблемах в американском образовании говорили еще в начале 1990-х. Писатель Джонатан Козол в своей книге «Дикое неравенство» критически взглянул на учебный процесс и охарактеризовал его как неудачу. В частности, он отметил переполненность школ, нехватку учебников, отсутствие обновления в научных лабораториях. Основной посыл книги заключается в том, что в сфере образования наблюдается глубокий разрыв между социально обеспеченными и менее обеспеченными слоями населения, а этот разрыв усугубляется влиянием этнических и расовых предрассудков. По сути, многие школы США фактически остаются сегрегированными, и это явление продолжается более полувека после введения закона, запрещающего такую практику.

По мнению писателя, несмотря на то что буква закона может препятствовать открытой сегрегации, экономические и социальный факторы все больше закрепляют эту модель в США. В результате система образования готовит более обеспеченных учеников к экономическим возможностям, а оставшихся ждет незавидная судьба бедности и отчаяния, отмечает Козол.

Несмотря на то, что внешне фасад системы образования может быть вполне благопристойным, за ним скрывается неприятная правда. Развеем некоторые мифы об образовании в США.

Миф 1. Система финансирования образования в США одна из лучших в мире

Это не так. Существует неравенство в финансировании городских школ. Бюджет во многом определяется местными налогами на недвижимость и референдумов по облигациям. А это означает то, что в более богатых районах, дети (преимущественно белое население) обучаются в новых и инновационных школах, в то время как другие — в ветхих зданиях, переполненных классах, где учителя получают низкие зарплаты, а школьное оборудование нуждается в замене.

К примеру,старшая школа Druid High округа Де-Калб, штат Джорджия, — один из самых ярких примеров неравномерного распределения инвестиций. В период с 2015 по 2020 год округ Де-Калб инвестировал в госшколы около 961 доллара на каждого ученика. В то же время меньший, но более зажиточный, состоящий преимущественно из белого населения, округ Декейтер, штат Джорджия, за эти же пять лет инвестировал в здания более 3 500 долларов на каждого учащегося

При администрации бывшего президента США Барака Обамы была представлена новая инициатива по реформированию системы, которая предполагала получение гранта на 4 млрд долларов, программа носила название «Гонка к вершине». Но получить деньги могли школы, где и так было все в порядке. А школы, которые обучали учеников из семей с низкими доходами и, как правило, из числа меньшинств, особенно в крупных городских округах, столкнулись с серьезными проблемами при получении гранта.

Миф 2. В США одни из лучших показателей образования детей

В 2001 году был подписан вышеупомянутый закон «Ни одного отстающего ребенка», который предполагал строгие меры в отношении системы образования. В школах, которые не добивались должного прогресса, могли пройти увольнения учителей, а также учебное заведение и вовсе могли закрыть. Но даже эта мера в конечном итоге не привела к росту показателей учащихся.

В 2022 году в США наблюдается снижение результатов американских школьников по математике, чтению и естественным наукам. По сравнению с 2018 годом их прогресс в математике упал на 13 пунктов. Балл по данному предмету в 2022 году был не только ниже, чем в 2012 году, но и стал одним из самых низких, когда-либо измеряемых по математике Международной программой по оценке образовательных достижений учащихся. Результаты 2022 года показали, что американские студенты набрали на один балл ниже своего результата по чтению в 2018 году и на три балла ниже своего результата по естественным наукам в 2018 году.

-3

Миф 3. В США одна из лучших образовательных методик для обучения детей

На самом деле все больше родителей в США смотрят в сторону советской учебной программы, когда речь идет об обучении математике. Они видят в этом ряд преимуществ для своих детей при поступлении в высшие учебные заведения. Компании, которые предоставляют такие образовательные услуги отмечают, что методика способствует развитию критического мышления и усвоению абстрактных принципов.

О том, что в США прибегают к помощи российской (русской, советской) школы математики писало и издание The Wall Street Journal. Однако WSJ не стали первыми, кто проявил интерес к российским методикам преподавания. Еще в 2018 году на сайте журнала для родителей DFWChild была опубликована статья о растущей популярности русской математической школы.

-4
-5

Но стоит сказать, что доступ к таким знаниям имеют материально обеспеченные родители.

Миф 4. ЕГЭ придумали в США чтобы контролировать отсталых подростков

Еще одним популярным мифов, который время от времени вирусится в сети, стало предположение, что единый государственный экзамен якобы разработали в США, чтобы определять образовательный уровень детей с отклонениями в развитии.

-6

Но это фейк, в котором смешали два формата тестирования:

1. количественную оценку уровня интеллекта человека (IQ-тест);

2. оценку качества знаний выпускников школ.

Аналог ЕГЭ впервые придумали во Франции в 60-е годы XX века. Там он не прижился, но американцам форма сдавать «2 экзамена в 1» (выпускной из школы + вступительный в вуз) показалась весьма удобной и менее затратной. После чего она распространилась и в других странах.

В России этот формат экзамена стали применять, чтобы уничтожить коррупцию в школах и вузах, обеспечить эффективную проверку знаний выпускников и сделать высшее образование доступнее для детей из регионов. Некорректным будет сравнивать эти экзамены в разных странах, потому что ЕГЭ в России претерпел ряд изменений и стал достаточно сложным экзаменом для учащихся.

Было полезно? Подпишись на канал!