Мотивация — очень популярная сегодня тема: её обсуждают по телевидению и на просторах Интернета, ей посвящают книги исследователи и бизнес-тренеры. Научиться разжигать в самом себе интерес к тому или иному занятию желает нынче каждый второй. Однако чаще всего это внимание направлено на взрослых людей и их трудовую деятельность. Мы же поговорим о мотивации для юного поколения и получаемого им школьного образования
Как правило, в начальном звене проблема ещё не актуальна. Во-первых, задания сравнительно просты и выполняются быстро, во-вторых, учебный процесс выстроен с «поправкой на детство», т.е. с добавлением игровых и развлекательных элементов, и в третьих, сами знания очень наглядны, приближены к жизни и оттого интересны (мы считаем знакомые нам яблоки, а не ищем какой-то неведомый дискриминант).
Зато в 5 классе прилежание у многих резко снижается, в дневнике возникают первые тройки с двойками и даже появляются нелюбимые предметы. Конечно, в этот момент родителю нужно включаться и действовать! Но как?
Подкинем пару идей.
Для начала разберём причины академического спада в средней школе. Увеличение нагрузки, усложнение материала и рост ответственности за собственные результаты создают серьёзное противоречие. С одной стороны, новые трудные задачи требуют больше времени и усидчивости, чтобы понять и погрузиться в свежую тему. С другой, — они ведь трудные, и поэтому браться за них не хочется. Появляется барьер, который одни преодолевают собственным волевым усилием, вторые — с помощью «волшебного пенделя» от старшего поколения, а третьи не осиливают вовсе, избрав сценарий неуспевающих. Нас, конечно, интересует первая группа: как у них это получается, и чему можно научиться?
Безусловно, не у каждого внутри стальной стержень, так что пустыми призывами «соберись, лентяй!» делу не поможешь, нужен комплексный подход. Начните с анализа возможных факторов, влияющих на отсутствие интереса ребёнка к урокам.
- Эмоциональный аспект: они могут скучно подаваться учителем, которому самому не помешало бы мотивироваться. Лектор, вещающий живо и с огоньком, включающий в урок разнообразные “фишки”, проще завладеет вниманием класса и привьёт симпатию к своей дисциплине.
- Рациональный аспект: если педагог предпочитает не тратить время на объяснение важности изучаемой темы, а просто транслирует учебник, параграф за параграфом, то и его подопечные не поймут ни ценности, ни смысла происходящего в целом.
В первом случае можно поискать интересные книги, телепередачи и видеоуроки на ту же тему. Если ребёнок не хочет идти на математику, но с удовольствием решает занимательные задачи на вычисление, участвует в математических играх и смотрит видео, то проблема, скорее всего, заключается в учителе. Не всегда можно сменить учителя, да и переходить в другое заведение из-за одного специалиста было бы недальновидно. Сперва попробуйте провести параллель между скучными занятиями в классе и увлекательными роликами из Ютуба: это одна и та же сфера знаний, всё то, что интересно в виде хобби, есть и в учебной программе, просто спрятано в более формальной упаковке.
Для второго («рационального») расклада решение ещё проще: придётся сделать часть работы за предметника — продемонстрировать ребёнку значение предмета для жизни и преимущества, которые он даёт. Безразличие можно победить через осознанность и постановку целей. Поведайте детям о мировых достижениях и открытиях, улучшающих повседневную жизнь. Приведите в пример заманчивые профессии, которые будут недоступны, если в школе махнуть рукой на ту же математику. Наметив для ученика ближайшие и дальние перспективы, Вы покажете ему, что это всё не напрасно, а усилия (даже через “не хочу”) окупятся многократно.
Итак, мы коснулись ключевых мотивирующих и демотивирующих факторов, без которых нет смысла обсуждать другие приёмы: они не сработают.
Убедитесь, что ребёнок заинтересован в освоении предмета и понимает, для чего это ему нужно. Если понимание пришло, но процесс всё равно буксует, можно переходить к более практическим шагам — придумать и внедрить систему поощрений за промежуточные и итоговые успехи.
Но об этом — в следующей статье о мотивации. До встречи!