Многие посетители нашего музея любят остановиться в зале №5 около экспозиции, которая рассказывает о боевых действиях на Восточном фронте Гражданской войне. Внимание здесь особенно привлекают шашка и бурка красного командира Василия Ивановича Чапаева. Трудно в нашей стране найти человека, который не слышал хотя бы что-то о легендарном Чапае (здесь не обошлось без книги, написанной чапаевским комиссаром Дмитрием Андреевичем Фурмановым, и снятого по ее мотивам фильма). Василий Иванович прочно занял свое место в ряду народных героев. Тех, кого помнят даже спустя много лет после смерти.
О таких людях на самом деле писать очень трудно. С одной стороны, казалось бы, все очень хорошо известно. С другой, отличить подлинную историю от художественного вымысла, быль от легенды становится подчас попросту невозможно. А все равно рассказать о Василии Ивановиче хочется. Да и повод подходящий – почти 137 лет назад, 9 февраля 1887 года, Чапаев появился на свет.
Родился будущий красный командир в деревне Будайке Чебоксарского уезда Казанской губернии. Не пытайтесь найти это поселение сегодня на карте: в 1940 году деревня вошла в состав города Чебоксары. Через какое-то время в поисках лучшей доли семья Чапаева переселилась в село Балаково Николаевского уезда Самарской губернии. С детства Василий много трудился: работал в чайной, помощником шарманщика, купца, помогал отцу в плотницком деле. Характер у будущего военачальника с детства был независимый, смелый, иногда жесткий, но всегда – честный.
После начала Первой мировой войны в сентябре 1914 года Чапаев был призван в Русскую императорскую армию. В январе 1915 года он оказался на фронте. В первых же боях в Галиции Василий Иванович отличился. Он показал себя отважным, бесстрашным и в то же время умелым, смекалистым воином. Вскоре его грудь украсили Георгиевская медаль и четыре Георгиевских креста, а погоны – унтер-офицерские лычки. Не только награды, но и тяжелые раны достались ему, однако Чапаев всегда возвращался в строй. Проявлял он в боях разумную инициативу, не раз увлекал за собой товарищей. Любой приказ выполнял точно и в срок. В июне 1916 года в разгар Брусиловского прорыва, он получил звание фельдфебеля. А в августе был тяжело ранен и почти полгода пробыл в госпиталях.
В стране между тем произошла Февральская революция. В апреле 1917 года Чапаев получил назначение в 90-й запасной пехотный полк в Саратове. Командование надеялось, что опытный унтер-офицер и Георгиевский кавалер сумеет обеспечить дисциплину во вверенной ему учебной роте. Армию меж тем захлестнула митинговая стихия. Старый мир рушился на глазах. Привычная армейская структура прежней армии все больше разваливалась. Чапаев пытался найти свое место в новой жизни. Он посещал партийные собрания кадетов, эсеров, анархистов. Наконец в конце сентября 1917 года в городе Николаевск (ныне – Пугачев Саратовской области) он вступил в ряды партии большевиков.
После Октябрьской революции организаторские способности 30-летнего Чапаева проявились очень ярко. Он фактически возглавил 138-й запасной полк, изгнав всех контрреволюционно настроенных офицеров. В своем полку Василий Иванович поддерживал жесткую дисциплину, в то же время заботился о нуждах бойцов. С помощью Чапаевского полка большевики взяли власть в Николаевске и уезде. Впрочем, мятежи против Советов вспыхивали один за другим, и Чапаев был вынужден метаться от одного села к другому для их подавления.
В это же время Чапаев участвовал в организации уездной Красной гвардии из 14 отрядов, позднее сведенных в 1-й Николаевский советский полк. В конце мая 1918 года антисоветское восстание поднял Чехословацкий корпус. К последнему присоединились уральские казаки и белогвардейцы. Саратовская губерния сразу стала прифронтовой территорией. Из красногвардейских полков и отрядов была создана регулярная бригада Красной Армии. Возглавил ее Чапаев. А уже 6 сентября он стал командовать Николаевской дивизией.
В тех тяжелых боях ярко раскрылся талант начдива как военачальника. Внезапные рейды, неожиданные засады, удары и контрудары по ничего не подозревавшему противнику стали его «визитной карточкой». Василий Иванович часто осознанно шел на риск, принимал нетривиальные решения – и одерживал победу. Он постоянно заботился о насыщении дивизии огневыми средствами, понимал большое значение артиллерии. Проявлял он внимание к автомобильному транспорту, который позволял существенно повысить маневренность. При этом отношения армейского командования со своевольным начдивом сопровождались бесконечными конфликтами.
В конце 1918 года Чапаев был направлен на учебу в Академию Генерального штаба Красной армии. Преподаватель истории войн и военного искусства Василий Новицкий вспоминал позднее: «Многие склонны были считать, что Чапаев не любил науки и пренебрежительно относился к учению, что он склонен был действовать исключительно по наитию. Это глубоко неверно. Чапаев, как редко кто, отличался необычайной усидчивостью и упорством в деле того, что от него потребуется». Однако отношения с большинством преподавателей у него не сложились. Корпеть над книжками и учебниками в разгар тяжелых боев Василий Иванович не хотел. Да и общеобразовательный уровень у него был крайне низким.
Вскоре он вновь оказался на фронте, в привычной для себя среде. Чапай возглавил Александро-Гайскую группу, которая вела бои в Уральской области. А в апреле 1919 года Василий Иванович встал во главе 25-й стрелковой дивизии, которая отныне оказалась навеки связанной с его именем. Уже вскоре формирование отличилось в боях с наступавшими колчаковцами. Белые были остановлены на подступах к Волге. В начале июня чапаевцы участвовали во взятии Уфы. Сам Василий Иванович был ранен в голову, но остался в строю. В июле Чапаев возглавил Особую группу, которая нанесла тяжелое поражение уральским белоказакам и деблокировала осажденный Уральск.
Но чем глубже продвигались части Чапаева в земли Уральского войска, тем ожесточённее становилось сопротивление противника. 9 августа чапаевцы взяли город Лбищенск, однако затем из-за понесенных потерь и усталости наступление приостановилось. В самом Лбищенске располагались штаб дивизии, отдел снабжения, трибунал, ревком и другие дивизионные учреждения общей численностью почти две тысячи человек. В ночь на 5 сентября 1919 года белоказаки внезапно атаковали Лбищенск. Атака оказалась успешной, а сам начдив погиб.
По поводу обстоятельств гибели Чапаева существует множество противоречивых версий. Однако хрестоматийной, благодаря книге Дмитрия Фурманова (одно время он был комиссаром чапаевской дивизии) и особенно фильму «Чапаев», стала версия гибели раненого Чапаева в волнах реки Урал.
Знаете ли вы, что:
- По официальным данным, Чапаевы были русскими по этническому происхождению. Однако некоторые ученые находят у Василия Ивановича также чувашские и мордовские корни.
- Осенью 1908 года Василий был призван на службу в Императорскую армию и направлен в Киев. Но уже весной следующего года по не до конца понятным причинам, Чапаева уволили из армии в запас и перевели в ратники ополчения первого разряда.
- Женился Чапаев на дочери священника и даже некоторое время работал в иконописной мастерской своего тестя.
- Будущий красный командир пробовал заняться «бизнесом» и некоторое время владел мастерской по ремонту сельского инвентаря.
- В августе 1918 года по предложению Чапаева город Николаевск Саратовской губернии был переименован в Пугачев. Это название он носит до сих пор.
- На одном курсе с Чапаевым в Академии учились будущие Маршалы Советского Союза Кирилл Афанасьевич Мерецков и Василий Данилович Соколовский.
- 14 июля 1919 года Чапаев был награжден орденом Красного Знамени.
- Во многом, память о красном командире обессмертил вышедший в 1923 году роман «Чапаев» Дмитрия Фурманова. Книга была восторженно воспринята читателями и получила превосходные отзывы литературных и партийных критиков.
- Другим вкладом в увековечивание образа Чапаева, не меньшим, чем книга, стал знаменитый фильм Сергея и Георгия Васильевых. Картина вышла на экраны в 1934 году, начдива в ней сыграл актер Борис Андреевич Бабочкин. Успех ленты был грандиозным. Фильм получил горячее одобрение лично Иосифа Виссарионовича Сталина и всей партийной и военной советской элиты.
- После выхода фильма именем Чапаева стали называть улицы во многих городах и посёлках страны, боевые корабли и гражданские пароходы. Тогда же, в 1930-е годы. появились первые анекдоты о Василии Ивановиче, его ординарце Петьке и Анке-пулеметчице. Постепенно мифический Чапаев с киноэкранов заслонил собой образ реального начдива.
- В фондах нашего музея хранится личное дело В. И. Чапаева периода его обучения в Академии.