8 февраля у всех ученых нашей страны юбилей - ровно 300 лет назад, в 1724 году, Пётр I учредил Российскую академию наук. К этой дате исследователи Российского исторического общества создали сайт «Открытия Российской академии наук, изменившие мир». Разумеется, среди них есть и таблица Менделеева, и условный рефлекс (та самая «собака Павлова»), и великие достижения советских физиков, Нобелевских лауреатов.
Но давайте вспомним и другие, чуть менее известные, но удивительные и прорывные открытия, сделанные в разные века отечественными учеными - академиками и исследователями из институтов РАН.
У ВЕНЕРЫ ТОЖЕ ЕСТЬ АТМОСФЕРА
1761 год, Михаил Ломоносов
Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1763) - помор, ради знаний пешком пришедший из Холмогор в Москву, получивший образование в Европе, стал академиком Петербургской Академии наук и ученым-универсалом, нашим Леонардо да Винчи. Он занимался историей и филологией, геологией и физикой. Одно из главных открытий Ломоносова - он первым увидел атмосферу Венеры!
Дело было 26 мая 1761 года, когда астрономы во всем мире наблюдали прохождение Венеры по диску Солнца. Это явление случается редко, и Ломоносов предложил охватить наблюдениями большую часть мира - чтобы уточнить орбиты и особенности движения планет. И это удалось! В XVIII веке, без интернета и вообще хоть сколько-нибудь быстрой связи, более ста ученых в России, Европе, Индии, Китае одновременно смотрели в небо. У нас в стране главные наблюдения велись в Санкт-Петербурге, но также были организованы специальные экспедиции в Тобольск, Иркутск и Селенгинск в Бурятии.
Михаил Васильевич наблюдал за Венерой в своей петербургской усадьбе и увидел «светящийся ободок». «Планета Венера окружена знатною воздушною атмосферою, таковую (лишь бы не большею), какова обливается около нашего шара земного», - сделал вывод гений. И был абсолютно прав!
КЛИМАТ ЕВРАЗИИ
1874 год, Александр Воейков
Странности погоды - едва ли не главная тема для разговоров этой зимой. Понять климат России и всей Евразии во многом помогло открытие русского климатолога и географа, члена-корреспондента Петербургской академии наук Александра Ивановича Воейкова.
Климатическая, или барометрическая ось Воейкова - полоса высокого атмосферного давления, проходящая через Евразию, от Байкала до Франции, приблизительно вдоль 50-й параллели (на этой широте расположены, например, Воронежская, Ростовская, Саратовская области, Республика Алтай, Бурятия).
Идею о существовании континентальной климатической оси Воейков сформулировал в 1874 году в работе «Атмосферная циркуляция». Он впервые описал гребень высокого давления, который зимой тянется из Азии в Европу. Позже в работе «Климаты земного шара в особенности России» Александр Иванович писал, что «зимой видно явление, которое можно назвать языком высокого давления в средних широтах, около 50 градусов, с уменьшение как к северу, так и к югу».
Открытая Воейковым «климатическая ось» влияет на движение воздушных масс над всей Евразией - а значит, и на погоду в России и других странах. Сейчас с зимней погодой, конечно, случаются всякие аномалии, но в норме над югом Сибири и Монголией образуется мощный антициклон - область высокого атмосферного давления. И если трещат сибирские морозы, это его рук дело. На запад же от этой области, словно длинный язык, тянемся ось Воейкова, хорошо развитая над территорией России и Казахстана, но заметная и над Европой. Ось ещё называют ветроразделом: к северу от неё зимой чаще дуют западные и юго-западные ветра (циклоны, что приносят нам снегопады и метели, как раз летят оттуда), а к югу - восточные и северо-восточные, несущие сухой и холодный континентальный воздух.
Имя Воейкова носит Главная геофизическая обсерватория Росгидромета в Санкт-Петербурге, где изучают современные изменения климата.
ВИРУСЫ ЗАРАЗНЫ
1892 год, Дмитрий Ивановский
С азами вирусологии во время пандемии познакомился едва ли не каждый из нас. И уж точно все мы поняли, что один злобный вирус может изменить жизнь всей планеты. А основоположником этой науки был российский микробиолог и физиолог Дмитрий Иосифович Ивановский.
В 1892 году он опубликовал статью «О двух болезнях табака» - именно она сейчас считается отправной точкой развития вирусологии. Болезни растения Ивановский изучал в Крыму, а камеральные исследования проводил в Ботанической лаборатории академии наук в Петербурге. Ивановский доказал, что так называемая мозаичная болезнь табака заразна. В клетках табачных листьев он нашёл необычные кристаллические отложения, похожие на тончайшие бесцветные пластинки. И предположил, что болезнь вызывает «какой-нибудь микроб». Причём невероятно живучий - он выдерживал и нагревание, и 70%-ый спирт, и долгое хранение.
В 1939 году американский биохимик, лауреат Нобелевской премии Уэнделл Мередит Стэнли, выделил вирус табачной мозаики. И стало ясно, что Ивановский в своё время увидел, описал и зарисовал именно скопления вирусов! «Я считаю, что его отношение к вирусам должно рассматриваться почти в том же свете, в каком мы видим отношение Пастера и Коха к бактериологии. Есть значительное основание считать Ивановского отцом новой науки вирусологии», - писал Стэнли о своём русском коллеге в журнале Science в 1944 году.
БЕРЕСТЯНЫЕ ГРАМОТЫ
1951 год, Артемий Арциховский
Берестяные грамоты - один из самых богатых и интересных источников о жизни в древнем Новгороде, да и во всей древней Руси. Из них мы знаем, что новгородцы ели (икру и форель, например), с кем торговали и судились, как женились и учились. Есть грамоты-жалобы, грамоты-детективы, грамоты-бухгалтерские отчеты и грамоты-школьные тетради. Писали их простые люди (получается, все они были грамотны!), это своего рода средневековый мессенджер. И в них видна обычная повседневная жизнь, в отличие от летописей, посвященных правителям и сражениям. А еще грамоты позволили открыть много нюансов развития русского языка, так как это целый пласт живой речи XI - XV веков.
Первую берестяную грамоту летом 1951 года нашла жительница Великого Новгорода Нина Акулова, участница археологических раскопок, которыми много лет руководил Артемий Арциховский. В том же сезоне археологи обнаружили ещё девять грамот, а потом их стали находить и в других городах - Смоленске, Пскове, Старой Руссе, Твери, Москве... Сейчас известно уже более тысячи берестяных грамот, и каждую новую находку археологи, историки и лингвисты встречают с предвкушаем - наверняка там что-то очень важное!
Методику изучения берестяных грамот создал Артемий Владимирович Арциховский, член-корреспондент РАН, основатель и руководитель Новгородской археологической экспедиции. Он открыл, исследовал и опубликовал около 500 документов.
РАСШИФРОВКА ЯЗЫКА МАЙЯ
1955 год, Юрий Кнорозов
Майя - одна из интереснейших и загадочных древних цивилизаций мира. Она процветала со II тысячелетия до н.э. до XVI века. Потомки майя и сейчас живут в Мексике, Гватемале, Гондурасе. Туристы ездят к пирамидам Чичен-Ица, археологи изучают руины сотни городов. А помните, как мир с содроганием ждал конца света по календарю майя (которого там вовсе и не было)!
Расшифровать письменность майя столетиями не удавалось ни европейцам, ни американцам. Это сделал в середине пятидесятых молодой советский историк и лингвист Юрий Кнорозов! Благодаря собственному методу анализа он понял значения отдельных знаков-иероглифов, слов и целых текстов и перевел на русский язык иероглифические кодексы майя (сохранилось лишь несколько рукописей, остальные уничтожили конкистадоры). Открытие стало сенсацией во всем мире. В Мексике Кнорозова наградили орденом Ацтекского орла - высшей наградой для иностранцев, в Гватемале - золотой медалью президента, а в СССР - Государственной премией.
А ЧТО СЕЙЧАС?
К исторической дате мы вспомнили открытия прошлых столетий. Сейчас, в XXI веке, Российская академия наук ведёт фундаментальные исследования в самых разных научных сферах, от ядерной физики до археологии. Президент РАН - Николай Красников, физик с мировым именем в области полупроводниковых приборов, микро- и наноэлектроники.
13 отделений по разным областям науки составляют академию, в том числе, например, отделения нанотехнологий и информационных технологий, глобальных проблем и международных отношений, медицинских и сельскохозяйственных наук.
3 региональных отделения - на Урале, в Сибири и Дальнем Востоке.
Более 500 научных институтов, исследовательских центров, обсерваторий и других научных организаций.
Более 55 тысяч научных сотрудников работают в этих институтах.
Более 2000 выдающихся учёных избраны академиками и членам-корреспондентами РАН.
439 иностранный членов из 55 стран входят в академию.
16 академиков получили Нобелевские премии, больше всего среди лауреатов физиков, 10 человек.
108 базовых школ РАН в 32 регионах России обучают 25 тысяч талантливых детей.
Автор: Лилия СОКОЛЬНИКОВА