На воре, как известно, и шапка горит. Так и любая оголтелая критика – это ответ на узнавание в персонажах или ситуациях самого себя. "Ревизор", "Мертвые души", "История одного города", "12 стульев" и "Золотой теленок", рассказы Зощенко многим попортили нервов, описывая в сатирической и памфлетной форме актуальный для их современников образ обывателя. Графоман Ляпис Трубецкой, "голубой воришка", Безенчук, Эллочки Людоедочки, Кизлярский, мадам Грицацуева, отец Федор, дети лейтенанта Шмидта, пикейные жилеты, Васисуалий Лоханкин, Паниковские и Шуры Балагановы и многие другие герои романов Ильфа и Петрова жили и живут по сей день вокруг нас, и неприятно узнавать себя в них, как будто тебя обличают и раздевают перед всеми. Так и сквозной сюжет фильма о гонениях Булгакова литературной критикой и общественностью по надуманным поводам, от страха или от подлости, зависти ли, отразил день сегодняшний, хотя сценарий фильма писался еще лет пять назад. Зеркало нашло свое отражение.
Какой чудовищный бум и визг в комментариях под статьями о фильме, сколько проклятий в адрес режиссера, актеров, сценария, сколько желчи от Бурляева, Бортко и Галибина, имевших отношения к предыдущим экранизациям. Иваны Бездомные и Швондеры вышли на тропу войны, все превратились в критиков, как Небаба, бывший постовой в Киеве, где орудовал до революции Паниковский. Не смотрел и не читал, но осуждаю и имею свое мнение, выдаваемое за общее, в фарватере сегодняшнего дня поисков несогласных. Любая сатира – оскорбление чести, достоинства и чувств, которые не воспринимают гротеск, иронию, шарж. Сколько людей узнало себя в фильмах Гайдая, Рязанова или Данелии? Разве персонажи "Гаража" – не типичные мещане и обыватели, которых осмеивали Зощенко и Булгаков? А как мы узнаем себя в героях "Афони", "Служебного романа" и "Вокзала для двоих"?
Разве отсылки фильма о сталинских репрессиях стали грехом? А как же сериалы про сталинские преступления середины 2000-х годов, созданные при содействии Первого каналов и "России", "Штрафбат", "Московская сага", "Завещание Ленина", 'В круге первом", "Дети Арбата"? А современные сериалы "Обитель", "Бомба", "Зулейха открывает глаза" или фильм "За нас с вами"? Всех их объединяет трагическая судьба простых людей,попавших под колеса репрессивного аппарата, о ссылках, лагерях, репрессиях, пытках, нечеловеческих условиях существования и ада на земле в угоду одному диктатору, который упорно двигался и эффективно к своей цели, переминая в труху щепки от рубки леса. И люди, соседи, сослуживцы, комсомольцы, рабочие, становящимися доносчиками, кто по ярой и слепой идейности или по злобе или скудоумию. Донес и почувствовал себя героем и гражданином, причем вина или невиновность никак не доказывались, судили списком сразу и без прений и доказательств. Недаром вторая часть трилогии "Дети Арбата" называется "Страх". Анекдот, фраза, замечание о том, что дороги в Германии лучше приводили фронтовиков в лагерь, а тем кто жил в оккупации нужно было это отмечать в анкете.
Солженицын, Шаламов, Булгаков, Есенин, Ахматова не были широко известны до перестройки, только среди интеллигенции в виде перепечаток и самиздата. Лавина правды в период гласности прошла мимо многих, все восприняли как осуждения всего советского, а на самом деле нас самих ли наших отцов и дедов. Почему это все повылезало в людях, жизнь которых прошла в относительной свободе мнений? Так мы докопаемся и до Носова, Волкова, Чуковского, обнаружив в персонажах Бармалея, тараканища и Гудвина того самого. Все изъять, любую крамолу, извести, сжечь, запретить, купировать, замазать как лица уехавших актеров в фильмах и сериалах с Козловским и Виторганом, Смольяниновым и Белым, признанными в РФ иностранными агентами, как каиновой печатью.
Недаром в романе Булгакова есть часть про Иешуа, ничто не меняется за две тысячи лет, правда и проповеди страшней чем разбойники. И в большинстве все-таки комфортней, быть осмеянным или преследуемым страшнее, и от этого не застрахован никто, как бы не выражал свое почтение и преданность. И надеюсь, что авторы комментариев просто боты и тролли, пишущие за деньги, а не обычные люди, иначе становится невыносимо горько за морок в головах людей, которые сами считают себя порядочными, живущими по лозунгам, а не по совести.