В диалогах Платона «Тимей» и «Критий» имеется интересный момент. «… на этой горе (в Атлантиде) жил один из мужей, в самом начале произведенных там на свет землею, по имени Евенор, и с ним жена Левкиппа; их единственная дочь звалась Клейто. Когда девушка уже достигла брачного возраста, а мать и отец ее скончались, Посейдон, воспылав вожделением, соединяется с ней…». Удивительно, почему Посейдон-могучий бог, в чьём полном владении была Атлантида, будучи любвеобильным проказником, не «соединился» с Клейто при жизни её родителей, ведь, по греческим мифам, в других местах он проделывал подобные фокусы всю свою вечную жизнь, не взирая на статус и семейное положение возлюбленной? Этот момент в истории про Атлантиду многие либо принимают просто как факт, либо считают сказкой.
А потому давайте поближе рассмотрим Евенора, его происхождение, чтобы выяснить, чего же ждал Посейдон. Про супругу и дочь расскажем отдельно.
Итак, Платон пишет в «Критии»: «…рассказу моему нужно предпослать еще одно краткое пояснение, чтобы вам не пришлось удивляться, часто слыша эллинские имена в приложении к варварам. Причина этому такова. Как только Солону, явилась мысль воспользоваться этим рассказом (об Атлантиде и первоначальных Афинах) для своей поэмы (очевидно, утерянной), он полюбопытствовал о значении имен и услыхал в ответ, что египтяне, записывая имена родоначальников этого народа, переводили их на свой язык, потому и сам Солон, выясняя значение имени, записывал его уже на нашем языке.». Иначе, настоящие имена жителей Атлантиды неизвестны. Зато нам известны их значения на древнегреческом.
Имя Евенор переводится, как «храбрый, храбрейший». Он был рождён землёй. Так как Платон писал с точки зрения грека и древнегреческого мировоззрения, а имена первожителей Атлантиды перетолмачены с египетского на греческий, то, чтобы выяснить, кто такой Евенор, мы почитаем сами древнегреческие мифы. Тем более, что мифов самой Атлантиды нет.
По представлениям древних греков люди производились на свет богами и титанами несколькими способами. Одна версия происхождения человека гласит, что людей из воды и глины создал титан, защитник людей от произвола богов, по имени Прометей, а Афина Паллада вдохнула в них жизнь. Евенора же произвела сама земля без вмешательства помощников, а потому происхождение его от Прометея не согласуется с текстом Платона.
По другой версии люди произошли из зубов дракона, порождения кровожадного бога войны Ареса. Дракон занял священный источник в Беотии и не подпускал никого к нему, испепеляя огнём. Этого дракона убил камнем древнегреческий герой Кадм, легендарный основатель священных Фив. Зубы убитого дракона Кадм по совету Афины посеял в землю. Из них выросло племя спартов. Не следует их путать со спартанцами. Спарты скоро размножились, рассеявшись по земле, и вступили друг с другом в постоянные войны, пока не перебили друг друга.
Этот миф перекликается с пеласгийским мифом о творении мира и людей богиней Эвриномой. Прилетев с севера, она с помощью северного ветра-Борея, обернувшегося змеем Офионом, создала семь пар титанов и титанид. Они олицетворяют семь дней недели по лунному календарю.
Первый человек Пеласг, согласно пеласгийскому мифу, был создан из зубов змея Офиона-Борея, помогавшего Эвриноме творить мир. Офиону-Борею зубы выбила сама богиня, ударив его пяткой по голове, рассердившись на змея за то, что он стал претендовать на единоличную славу творца мира. Из зубов, выпавших на землю, вырос народ пеласгов во главе с первым человеком, которого так и звали-Пеласг. Таким образом, миф про героя Кадма можно трактовать как рассказ о борьбе беотийцев с догреческим населением, у которых змеи были священными животными в честь Офиона-Борея. Таким образом, Пеласг с Кадмом, люди, созданные Прометеем, не подходят под прообраз и ипостась Евенора. Пеласг и Кадм появились на свет, когда уже существовал лунный календарь и цари-близнецы. Но цари-близнецы Атлантиды были внуками Евенора. То есть жили позже него. Сам Евенор произошёл раньше от земли, а не из зубов дракона.
Но есть и третья версия. Согласно ей, людей произвела на свет сама праматерь, богиня Гея-земля, от которой произошло всё сущее. Первые титаны, гиганты, киклопы, предки циклопов, великаны, люди, второе поколение богов, главнейшим из которых после мужа Геи-земли, неба-Урана, стал титан-бог Крон (Хронос). Представители человечества стали лучшими её плодами, но первым из них и самым достойным, любимцем Геи, был человек по имени Алалкомен. Имя Алалкомен значит «защитник, отражатель врагов». Храбрец, как и Евенор. Жил он в Беотии, что по соседству с Афинами в те времена, когда Луны ещё не было на небесном своде. Или ещё не было лунного календаря.
Первочеловек Алалкомен был почитаем богами. Он давал советы самому Зевсу, когда тот ссорился со своей супругой богиней Герой. Алалкомен воспитал дочь Зевса Афину Палладу, когда она была ещё совсем маленькой девочкой. Надо сказать, что Алалкомен относился к поколению Золотого века, люди которого поклонялись Крону (Хроносу), жили без забот и трудов, питаясь желудями, дикими фруктами и медом, который капал прямо с деревьев, пили овечье и козье молоко, никогда не старели, танцевали и много смеялись. Смерть для них была не более страшна, чем сон. Из Золотого поколения уже никого не осталось, но их духи еще существуют: они стали благостными демонами, дарителями удачи и защитниками справедливости. Духи предков, поклонение которым это один из древнейших культов.
Очень важное место в древнегреческой мифологии занимает дерево дуб и его жёлуди, которыми питались люди. Дуб у древних греков был символом Мирового Древа с тремя уровнями мира. Подземным, земным и небесным. Миф о Мировом Древе имеет индоевропейские корни и возник, по разным оценкам, около 35 тысяч лет назад и распространён был на территории почти всей Евразии. Отголоски мифа про Мировое Древо можно найти у многих культур от Японии до Скандинавии.
А миф о Дево-Птице у тех же индоевропейцев возник много позже, примерно 12 тысяч лет назад, когда они уже расселились от Индии до Британских островов. Очевидно, носители этого мифа, пеласги, около 7 тысяч лет назад, принесли с собой в Грецию миф про Дево-Птицу Эвриному, у которых он бытовал ранее. Но он был новее мифа о Мировом Древе.
Таким образом, по значению имён и рождению раньше богов сына земли-Геи Алалкомена можно соотнести с Евенором полностью, так как, вероятно, мифы о Евеноре и Алалкомене возникли в одно время на одной основе, как память о том времени, когда люди поклонялись Мировому Древу, и рассказывают о седой древности, когда, по Иосифу Флавию, случилось первое расселение народов во времена титанов. Ещё задолго до Всемирного потопа, в те далёкие времена, когда была заселена Атлантида, а Евенор стал первопредком жителей Атлантиды.
Подведём итог. Евенор, сын "той " земли, представитель второго поколения богов и героев, как первочеловек и дедушка всего человеческого населения Западного Средиземноморья жил в Атлантиде со своей семьёй ещё до появления представителя третьего поколения богов-олимпийцев, бога морей и землетрясений Посейдона.
Отсюда можно сделать вывод, что Посейдон не соединился с Клейто потому что при жизни Евенора он попросту ещё не родился. Казалось бы, налицо противоречие с текстом Платона. Каким образом Посейдон мог получить в удел Атлантиду и застать там Евенора, Левкиппу и их дочь Клейто, если его самого ещё не было? Однако, это противоречие разрешит сам Платон. Читаем: «...наш космос есть живое существо, наделенное душой и умом, и родился он (вместе с богами) поистине с помощью божественного провидения» и повторим слова Крития: «… неправильно было бы вообразить, будто боги не знают, что подобает каждому из них…». Таким образом, Атлантида Посейдону досталась изначально высшим промыслом платоновского бога-демиурга, который создал весь видимый и невидимый мир ещё тогда, когда самого Посейдона не было. Но было божественное провидение. Атлантида изначально, от самого сотворения мира, была владением Посейдона. И он стал супругом Клейто и полновластным владыкой Атлантиды лишь тогда, когда настало время, о чём Платон и пишет.