Найти в Дзене

История грузовых авиаперевозок ч.1 | Первый самолёт

Оглавление

Эпоха самолётов началась 17 декабря 1903 год. В этот день братья Орвилл и Уилбур Райт совершили первый управляемый полёт на сконструированном ими аэроплане - Flyer I.

Как всё начиналось

Интерес к авиации будущие конструкторы проявляли ещё в детстве. В школе учительница заметила, что Орвилл мастерил за партой из деревяшек самолёт, похожий на подаренную отцом летающую игрушку с пропеллером. Мальчик поделился с учительницей, что они с братом когда-нибудь полетят на такой конструкции.

Братья Уилбур и Орвилл Райт
Братья Уилбур и Орвилл Райт

В конце 1890-х годов братья начали свои авиационные эксперименты с постройки воздушных змеев. На них Орвилл и Уилбур изучали принцип управления летательным аппаратом через скручивание крыльев.

В 1900 году переехав в Китти-Хок, братья начали экспериментировать с планерами в песчаных дюнах, совершенствуя аэродинамику и добавляя новые элементы управления - руль высоты и направления. Орвилл и Уилбур сделали возможным долгие полеты тяжелых аппаратов в воздухе, благодаря их гениальному подходу к управлению по трём осям. Это революционное достижение в авиации в дальнейшем стало основой для современных самолётов.

Первый самолёт

Движимые своей мечтой братья создали Flyer I. Планер имел размах крыла 12 м, весил 283 кг, и был оснащён двигателем мощностью 9 КВт и весом 77 кг.

Рисунок Flyer I. Вид сверху и вид сбоку
Рисунок Flyer I. Вид сверху и вид сбоку

Рама планера выполнена из дерева, её прямые части были изготовлены из ели, а изогнутые из ясеня. Снаружи рама была покрыта тонкотканой хлопчатобумажной тканью и пропитана «краской для холста».

Двойной «толкающий» пропеллер лучше действовал на больший объём воздуха, именно на него братья и сделали ставку. Он выигрывал относительно одинарного - медленного и неспособного влиять на поток воздуха по передней кромке крыльев.

Двигатель 12 л.с изготовил Чарльз Тэйлор, механик из веломастерской. Блок двигателя был отлит из твердого алюминиевого сплава, состоящего на 92% из алюминия и на 8% из меди. Остальные части двигателя были изготовлены из стали или чугуна, за исключением искровых наконечников, которые содержали крошечные кусочки платины.

Flyer I имел трёхосное управление и был первым самолётом с двигателем. Крылья скручивались или «деформировались», чтобы кренить самолет из стороны в сторону. Руль высоты (перед крыльями) наклонял самолет носом вверх и носом вниз. Он приводился в действие рычагом слева от пилота. Руль направления (за крыльями) поворачивал самолет вправо и влево. Органы управления креном и рысканием были взаимосвязаны - когда пилот перемещал люльку, в которой сидел из стороны в сторону, крылья деформировались, а руль направления поворачивался.

Первый полёт

Мечта братьев исполнилась 14 декабря 1903 года. В этот день Орвилл и Уилбур разыграли между собой право первого полёта, подбросив монетку. Победил Уилбур.

Уилбур Райт демонстрирует, как управлять самолётом
Уилбур Райт демонстрирует, как управлять самолётом

Первая попытка оказалась неудачной. Уилбур поднял самолёт под сильным углом и Flyer сразу упал, повредив руль высоты.

Через несколько дней ремонта и ожидания хорошей погоды состоялась вторая попытка полёта. Теперь пилотом был Орвилл. Он пролетел 36 метров и продержался в воздухе 12 секунд.

-4

В течение дня братья совершали полёты в присутствии свидетелей. Самый продолжительный полёт длился почти минуту.

17 декабря 1903 год вошёл в историю, как первый день полёта самолёта.