Найти тему

CHESTER THOMPSON: «ОН БЫЛ НЕ ТАКИМ, КАКИМ ЕГО ПРЕДСТАВЛЯЛИ СЕБЕ ЛЮДИ»

330 прочитали
Барабанщик Честер Томпсон (Chester Thompson) имеет мощный послужной список: он играл с такими группами, как Genesis, Weather Report, Santana... Работал с Филом Коллинсом (Phil Collins).

Барабанщик Честер Томпсон (Chester Thompson) имеет мощный послужной список: он играл с такими группами, как Genesis, Weather Report, Santana... Работал с Филом Коллинсом (Phil Collins). И это далеко не полный список!

Однако, вспоминая в недавнем интервью свою «долгую жизнь в музыке», уроженец Балтимора особым образом выделил время, которое он провёл в группе Фрэнка Заппы (Frank Zappa). «Именно тогда я понял, что такое искусство игры на барабанах», - говорит Томпсон. Далее в интервью изданию The Telegraph 75-летний барабанщик развил свою мысль, рассказав о двух годах работы с Заппой.

Фрэнк Заппа
Фрэнк Заппа

«Это было давно, в середине 70-х, и этот период был для меня непревзойденной школой», - говорит музыкант. – «Многие думают, что Заппа был каким-то сумасшедшим хиппи, не более. Поверьте, это не соответствует действительности - он был толковым музыкантом и относился к своему делу крайне сосредоточенно. Работа с ним была моим первым серьёзным погружением в музыку. Судите сами: практика игры составляла до 40 часов каждую неделю. Это было примерно по восемь часов в день, и время это не было потрачено зря. Каждый раз, когда мы заканчивали репетицию, я чувствовал, что мой мозг вспотел. Это была реально сложная музыка, интенсивно сыгранная, но это была лучшая школа, которую я когда-либо проходил в своей жизни».

Фрэнк Заппа на сцене
Фрэнк Заппа на сцене

«Причём, самой быстрой возможностью вылететь из группы было начать употреблять наркотики», - рассказал Томпсон. – «Заппа не терпел этого, категорически не терпел, и открыто об этом говорил. Он часто рассуждал о том, как наркотики разваливают группы: кто-то из коллектива попался с наркотой, очутился в тюрьме, а это означало повышенное внимание полиции ко всей группе, а значит перекрытие границ и невозможность гастролей… Сам Заппа был полностью погружен в музыку, сосредоточен на работе. Он ни в коем случае не был разгильдяем. Вообще-то, он был не таким, каким его представляли себе люди… Помню первый день, когда я пришёл на прослушивание. В помещении была только ритм-секция: клавишник Джордж Дюк (George Duke), басист Том Фаулер (Tom Fowler). Ещё один музыкант - Наполеон Мерфи Брок (Napoleon Murphy Brock), - тоже в тот день проходил прослушивание в качестве вокалиста и саксофониста. Сам Фрэнк играл на гитаре. Мое прослушивание состояло из совместной игры, некого джемования. Дело в том, что я встречался с Заппой накануне, и он спросил меня, читаю ли я ноты. Он показал мне партитуру пьесы “Kung Fu” и спросил, смогу ли я выучить партию барабанов к следующему дню. Это напугало меня до смерти, я понимал, что никак не смогу это сделать... Так вот, мы сыграли несколько произведений, и на этом всё закончилось. Пару дней спустя на репетиции появилась вся группа. Там был барабанщик Ральф Хамфри (Ralph Humphrey), так что я стал номером вторым, но это было изначальным планом. Ральф мне очень помог, он многое мне объяснял с практической точки зрения – ведь у Заппы в партитуре были такты и на 5/4, и на 7/8, так что это не было простым подыгрыванием ритма».

И далее барабанщик продолжил: «Заппа был просто феноменален: мы проводили долгие репетиции, после чего он отправлялся в студию и работал над треками дальше. Я не знаю, когда он спал… Ему нравилось, когда на сцене выступала большая группа. Когда я работал с ним, ядром группы были Наполеон на саксофоне и вокале, Брюс Фаулер (Bruce Fowler) на тромбоне, Том Фаулер на басу, перкуссионистка Рут Андервуд (Ruth Underwood), Джордж Дюк и Фрэнк. В одном из туров Заппа пригласил гитариста Джеффа Симмонса (Jeff Simmons), образ которого на сцене имел явный юмористический оттенок. Фрэнк смеялся от души, так что концерты стали иметь комический характер. Джордж Дюк поделился со мной, что скрипачу Жан-Люку Понти (Jean-Luc Ponty) это очень не нравилось, так как он не хотел выглядеть на сцене глупым. Но если ты был в группе Заппы, ты должен был быть готов и к этому – ты просто не мог относиться к себе совсем серьезно».

Помню, как композитор Юрий Сергеевич Саульский, общавшийся с Заппой в Америке незадолго до его кончины, рассказывал мне: «Ты знаешь, он удивил меня своей серьёзностью. Он реально писал партитуры всех своих произведений, при этом умудряясь экспериментировать с оркестровкой и находя необычные сочетания ансамблевых звуков. Не знаю как, но в нём каким-то образом сочетались классика с авангардом – редкое качество для музыканта!».