Найти тему

"Право помнить и прости-прощай!", ч. 8 и Эпилог, из романа "АХ, КАК ОНИ ЛЮБИЛИ!.."

"... творческому человеку нужна Муза! - тут же живо откликнулась Верочка, - Нужны глубокие чувства. Вы для него — как далекая звезда в его Вселенной, недосягаемая и столь желанная… А я — его реальная муза, его жена, его вторая половинка, которая всегда рядом! Пусть влюбляется, пишет письма…"

Часть 8 и Эпилог
Письмо восьмое

Не раздражайся — этим письмом я не нарушу обещания не напоминать тебе о себе, потому что в нём будет мало от меня прежнего, в словах которого, пусть даже и невольно, звучала некая навязчивость любви. Теперь её — даже невольной навязчивости - не будет. Кончилось безумство молодости, неуправляемость чувств. Не могу позволить, даже тебе, испытывать на себя аллергию. Но, поскольку я чувствую, её вызывает не моя суть, а мой внешний облик, отчего я не без некого удовлетворения тебя избавляю (потому что при одной только мысли об этом твоём на меня раздражении во мне возникает злость до зубовного скрежета — не на тебя, на себя — за то, что приходится унижаться. Ненавижу это состояние! И не впаду в него отныне, даже не смотря на то, что мне больше некому дарить цветы, а дарить цветы любимой — одна из немногих моих слабостей, можно даже назвать это удовольствием. Но нет — баста!).

… Зачем же я пишу? Я объясню, потому что ты не всё можешь понимать, вероятно, потому что тебе это — понимание меня — попросту не нужно.
… Тогда зачем же?..
Видишь ли, есть вещи, которые можно говорить только любимому человеку, а мне это очень нужно — говорить…
Ты во мне что-то стронула, Малыш — мне стало не хватать самого себя.
Я знаю, что твоя светлая головка поможет тебе стать выше досады и раздражения и не причислить меня к лагерю чужих тебе людей. Не говорю сейчас о праве исключительности любящего, потому что обладаю и иронией, и самоиронией. Тем более, что при моём складе ума не так уж сложно снять очки любви и увидеть тебя в миру.
Но, как не печально в этом признаваться, я их не снимаю: ни сознательно, ни бессознательно — не хочу. Почему «печально»?
«Печаль моя светла...» Поэтому. Я, как мазохист, испытываю наслаждение от причиняемой самому себе боли.
… Попробуй, читая это письмо, и вообще каким-то боком вспоминая обо мне, отвлечься от мысли, что я тебя люблю — так будет легче воспринимать мои другие мысли, которые, надеюсь, сами по себе тебя не раздражают. Впрочем, если это не так — дай знать: я откажусь ещё от одного унижения, хотя сделать этот шаг будет гораздо больнее, чем отказаться видеть тебя (странно? Просто образ твой во мне не умирает, и потом остаётся уверенность: если станет совсем уж невмоготу — увижу, город-то тесный; а если не нужен тебе мой разговор — это совсем... тут остаётся только сожалеть: первое — что лишился единственного близкого тебе собеседника; второе — что ты отказалась от возможности хотя бы прикоснуться к первоисточнику многих неординарных истин).

Да, это действительно мудро — не видеть тебя: потому что вот сейчас ты прошла под моими окнами и... снова Земля взорвалась цветущими садами, а я, как мальчишка, побежал за тобою (взглядом, конечно, - по крайней мере эту искренность я могу себе позволить, не боясь показаться навязчивым)…

~~~~~~~

УРОКИ ФИЛОСОФИИ

День, новый и призрачно-прозрачный, ближе к утру, как будто сошедший с гриновских страниц. Плотный и одновременно невесомый воздух сковывающим облаком обнял всё вокруг: неподвижное море, дышащее гребнями волн, такое же неподвижное густое небо, человека, застывшего на кромке скалистого берега… Кажется, что действительность погружена в странное состояние неподвижности, но грань реального и нереального настолько тонка, что возникает не проходящее ощущение зыбкости и неустойчивости происходящего*


*(от автора: этот текст «уроков философии» был зачеркнут Игорем Петровичем, далее шли приложенные одиннадцать страниц машинописного текста (которые здесь не будут опубликованы) и продолжение письма)

~~~~~~~

… Вот и кончились уроки философии. Вернее — всего один урок. А поскольку он один и это письмо — действительно последнее (потому что в нём я сказал тебе о своём самом сокровенном; если и теперь твоя аллергия на меня останется столь же устойчивой — что же, значит, не судьба; иногда, значит, и я бываю бессилен; значит... думаю, ты простишь мне эту прозу. Хотя… для меня она самая высокая Поэзия.

...Не видел тебя целую неделю — ничего, живу. Правда, вкус её стал пресным, краски — тусклыми, запахи — более всего табаком пахнет, исчезли цветы… Ну, да ничего — жил ведь я с этим до тебя. Спасибо тебе за то хотя бы, что на какое-то время возродила во мне то, что сейчас опять ушло, замкнулось внутри, затягивается коркой заживающей болячки (прости за натурализм сравнения).
Живи, Малыш, ты ни в чём не виновата. Спасибо тебе за несостоявшееся.
Прощай. Будь счастлива, если судьба подарит тебе этот дар.

(...Всё, что было
и чего не было -
оставляю за собой право помнить:
Твою улыбку и Мадонны профиль,
и восходящее, как Луна, надо мною твоё лицо,
и волос твоих тепло
под моими ладонями;
И цветы, которые доставляли тебе радость сами по себе,
но не потому, что подарены мной;
И бессонные ночи, наполненные любовью и жизнью;
И короткие встречи,
в которых было больше неловкости,
чем счастья свидания;
И злость до зубовного скрежета -
от бессилия и унижения;
И даже эту фразу:
«Не подходите ко мне — вы пьяны!..» -
оставляю за собой право помнить.
Потому что это — моё, это — мне.

...Прости… Прощай…)

Год одна тысяча девятьсот… Май. Тридцать первое.

ОРХИДЕИ И ГЛОКСИНИЯ, ОНИ ТОЖЕ РАЗГОВАРИВАЮТ О СВОЕМ... ИЗ ЛИЧНЫХ ФОТО АВТОРА
ОРХИДЕИ И ГЛОКСИНИЯ, ОНИ ТОЖЕ РАЗГОВАРИВАЮТ О СВОЕМ... ИЗ ЛИЧНЫХ ФОТО АВТОРА

ЭПИЛОГ

(вместо комментария)

Вскоре я уехала из города и вновь ненадолго приехать смогла только в середине следующего лета.

Буквально на следующий же день произошла эта встреча, там же, на углу нашего дома, под теми же самыми угловыми окнами Игоря Петровича...

Он шел под руку с женщиной и катил голубую коляску.

Мы поздоровались, как старые знакомые, давно не видевшие друг друга, но было ясно видно, как он растерян и озадачен, если не сказать по-простому — ошарашен.

Игорь Петрович выглядел весьма солидно - чуть поправился, но был в хорошей спортивной форме. Он посвежел и стал намного симпатичнее.

Признаться, с тех пор я ничего не знала о судьбе Игоря Петровича, да и не хотела знать, хотя иногда вспоминала, скорее — из чувства ответственности и даже жалости, что причинила человеку такие страдания…

Такой поворот событий меня очень даже обрадовал. Гора свалилась с плеч! Теперь я ни за кого ни в ответе, нет «прирученных».

В женщине я узнала библиотекаршу Верочку, из областной библиотеки, куда я раньше часто ходила. Верочка всегда мне симпатизировала и давала нужные книги и журналы, помогала, перепечатывая нужные статьи.

Я поздравила их с рождением ребенка, пожелала счастья и хотела было распрощаться, но Верочке так много всего хотелось сказать мне, что было бы не вежливо не выслушать накопившееся.

- Мы так рады вас видеть, так рады. Я мечтала с вами встретиться и поговорить. Сказать вам, спасибо за Игорька, ой, извините, Игоря Петровича! Ведь если бы не вы — наша счастливая семья могла бы не состояться. Вы — наш талисман! И если бы у нас родилась девочка — мы назвали бы ее в вашу честь. А мальчика назвали Ромочкой, ему уже полгодика, на Игорька похож!

- Хорошее имя! Растите здоровенькими, будьте счастливы.

- Да, имя, как символ, о вашем и нашем романе, что соединил нас, пусть и негласно, на всю оставшуюся жизнь. А еще ведь имя трактуется и как литературный жанр. Роман — плод нашей любви. Главное, звучит красиво — Роман Игоревич! Как вы считаете?

Поговорив о ребенке, я снова стала прощаться, но Верочка еще не все сказала.

И я узнала далее, что Верочка, после окончания училища приехала в город на отработку, да так и осталась в нем жить и работать. Что Игоря Петровича она давно приметила в библиотеке и всячески оказывала ему особое внимание, помогая перепечатывать статьи и находя нужную ему литературу, но он был вежлив и не более. А в прошлом году, на первомайские праздники, они случайно оказались в одной компании в гостях, откуда Игорь Петрович ее любезно проводил до общежития, поведав о своих душевных муках...

Вскоре она увидела его вечером в парке, на лавочке — он был в отчаянии и настолько пьян, что Верочка проводила несчастного домой, все выслушав и искренне вникнув в его страдания. Она все поняла, приняла и … осталась у Игоря Петровича.

Так Верочка устроила и свою, и Игоря Петровича одинокие судьбы, создав семью и родив ребенка. Лет Верочке тогда было уже целых тридцать пять, так бы и осталась она ходить в старых девах среди библиотечных романов, если бы не эта несчастная любовь Игоря Петровича, разбудившая и в ней ее светлые чувства к умному и неординарному человеку, мужчине ее мечты, умеющему так глубоко чувствовать и переживать, как и ее любимые литературные герои.

Я слушала и думала, что Игорю Петровичу повезло с Верочкой. Такие женщины просто созданы для семьи и таких мужчин. Они умеют все взять в свои руки, окружив мужчину любовью, неустанной заботой и вниманием. А главное — пониманием и приятием всего того, что их любимый мужчина считает правильным.

И сейчас, когда Верочка без устали щебетала о своем, Игорь Петрович стоял все это время рядом с ней молча, словно остолбенел. На его лице застыла глупая улыбка вполне счастливого человека, он машинально качал коляску с ребенком, время от времени кивая головой в знак согласия. Но был он в это время где-то далеко-далеко, в одной из своих Вселенных…

А Верочка говорила и говорила:

- Игорь Петрович ведь бросил курить, не пьет, мы придерживаемся правильного образа жизни и питаемся по новой методике. По утрам бегает, а вечерами пишет свои труды. По воскресеньям у нас творческие посиделки. Приходите непременно, все будут вам рады. У нас собираются очень интересные и талантливые люди. Да, Игорь Петрович ведь теперь главный редактор! Нам недавно дали трехкомнатную квартиру от исполкома, вон в том новом доме, по-соседству. Мы живем хорошо. Я печатаю труды Игоря Петровича. Кстати, те «Уроки философии», что были в последнем его письме к вам — это я ему печатала. Вы не удивляйтесь, у нас друг от друга секретов нет. Я знаю все. Мы часто вспоминаем вас и его историю любви к вам. Мы ведь ходили на все спектакли с вашим участием, пока вы еще были в городе, а потом однажды, до рождения Ромочки, даже ездили на вашу премьеру в столичном театре, у нас и афиша есть! И фото из журнала! Мы ваши поклонники, фанаты. И мы очень радовались, увидев вас в кино — ходили на сеансы, пока фильм шел в кинотеатрах, почти каждый день.

- Не преувеличивайте, Верочка, мои успехи весьма скромны. Главных ролей в театре не много, и в кино тоже была не главная. Но спасибо вам за все! Я очень рада за вашу семью, за то, что Игорь Петрович встретил свою настоящую любовь, что счастлив и удачлив, что вы его поддерживаете во всем.

- Так я ведь как считаю: творческому человеку нужна Муза! - тут же живо откликнулась Верочка, - Нужны глубокие чувства. Вы для него — как далекая звезда в его Вселенной, недосягаемая и столь желанная… А я — его реальная муза, его жена, его вторая половинка, которая всегда рядом! Пусть влюбляется, пишет письма…

- Кстати, Игорь Петрович, вам вернуть ваши письма?

Он встрепенулся, словно очнулся и тут же уверенно ответил:

- Нет. Это — твое. Это — память обо мне. Сохрани, как я храню все о тебе. Пусть хоть что-то нас объединяет в этом мире. Будь счастлива!

Он взял Верочку, явно еще желавшую что-то сказать, под руку и она тут же смолкла, мило мне улыбнувшись и помахав рукой.

Они пошли дальше - своей дорогой, в свой мир, свою Вселенную…

А я пошла в свой мир, своей дорогой, рассуждая о том, что да, у них своя жизнь, довольно взрослая и им все это давно пора, а мне всего-то двадцать лет!..

Пошла, не оглядываясь! Шла не спеша, рассуждая о человеческих странностях и еще больше убеждаясь в том, что ни в чем нет ни стабильности, ни постоянства — ни в жизни, ни в любви. И жизнь, и любовь — сплошной космический хаос, все в них — ежесекундно, мгновенно…

Но как же письма? Его письма...

А что письма?!

Эпистолярный жанр. Литературное творчество. Своего рода психологическая разрядка для здорового, крепкого мужского ума.

Да и, как говорят в народе, бумага все стерпит.

Впрочем, как и человек.

ОТ АВТОРА:

Однако… Нет тех людей, нет их чувств, все давно изменилось, все стали другими, а письма - живут!

И в них по-прежнему неистово, до обожания, до самозабвения, до отчаяния, до зубовного скрежета, до злости и ненависти — любят! Любят! Любят!!!

Ах, как они любят!.. Как любят -  «на всю оставшуюся жизнь»?!!  На всю оставшуюся жизнь...


(Цикл ПИСЬМА 4, часть восьмая, письмо восьмое, эпилог,рабочая версия)

 (МАЙ 2018 г)
08.02.2024 Г., СПб

ОРХИДЕЯ. ИЗ ЛИЧНЫХ ФОТО АВТОРА ЛИДИИ ШАТИЛОВОЙ
ОРХИДЕЯ. ИЗ ЛИЧНЫХ ФОТО АВТОРА ЛИДИИ ШАТИЛОВОЙ

ВОТ И ЗАКОНЧИЛАСЬ ИСТОРИЯ ЛЮБВИ. ВСЕГО ЛИШЬ ОДНА ИСТОРИЯ...

СПАСИБО ВСЕМ, КТО ПРОЧЕЛ! ДОЧИТАЛ! КТО ДЕЛИЛСЯ СВОИМ МНЕНИЕМ! ОСОБЕННО - МОИМ ПОДПИСЧИКАМ!

ВПЕРЕДИ ЕЩЕ МНОГО НОВЫХ ИСТОРИЙ, ДО ВСТРЕЧИ !