Коллеги и режиссеры описывали артиста как сложного, непредсказуемого и противоречивого человека. В то же время Виктор Проскурин по праву считался талантливым актером и выдающимся интеллектуалом. К сожалению, все его таланты и достоинства не помогли ему избежать одиночества и забвения на закате жизни.
Детство и юность
Справедливости ради, Виктору Проскурину никогда и ничего не давалось легко с раннего детства. Будущий актер появился на свет недоношенным из-за того, что его мать перенесла стресс во время поездки в Казахстан вслед за мужем. Ребенок родился уже в Атбасаре, а зарегистрировали его аж в Актюбинске. И только потом семья смогла вернуться в Москву.
Детство Проскурина прошло на окраине Москвы, где он, играя с детьми во дворе, серьезно мечтал стать клоуном. После того как он не смог поступить в школу искусств, мальчик присоединился к литературному кружку, а затем пошел в театральную студию при Дворце пионеров. Именно там его заметили люди из съемочной группы фильма "Орлята Чапая", и ради участия в съемках в Крыму он даже перевёлся в ялтинскую школу.
После возвращения в Москву Виктор перевёлся в вечернюю школу и устроился на работу станочником на обувной фабрике. Затем начались его многочисленные попытки поступить в театральные вузы: в МХАТе не взяли из-за невысокого роста, а в ГИТИСе произошел скандал с членом комиссии. В Щукинское его сначала не приняли из-за его маленьких глаз, но в конечном итоге он все-таки был взят в дополнительный набор. То, что у него есть талант и он может стать актёром, Проскурин доказал всем лишь спустя много лет.
После окончания вуза Проскурина взяли в Театр на Таганке, но там он не задержался надолго из-за сложных отношений с труппой. Но, что не делается, всё к лучшему, Ведь свои лучшие сценические роли он исполнил в театре «Ленком» под руководством Марка Захарова, среди которых выделяются персонажи Палача из спектакля «Тиль», Луконина из «Парень из нашего города» и Черепанова из «Люди и птицы».
«В Вите было мужское, человеческое, за что его, и конечно, за актерский талант, выделял Захаров, — рассуждала Ирина Алферова. — Прощал ему то, что другим никогда бы не спустил, хотя бы спиртное: в «Ленкоме» с этим было строго. Если кто-то выпивал, даже вне репетиций, на гастролях, например, — все, после такого к Марку можно было даже не подходить. Но на Витю это не распространялось: Захаров понимал про него что-то другое."
Однако в конечном итоге он покинул театр. По словам Алферовой, это было и непонятно, но в каком-то смысле и понятно. Видимо у актера наступил момент, когда он больше не может принимать инструкции от режиссера, следовать коллективу или соблюдать определенные правила.
К сожалению, и в дальнейшем и в других театрах и на съёмках фильмов с Виктором Проскуриным всегда была масса проблем. Например, режиссер Владимир Басов-младший пригласил артиста сняться в фильме «Любовь.ru».
Но первые шаги в карьере актера были более удачные. Он получил хоть и небольшие роли, но в культовых фильмах - "Офицеры" и "Белорусский вокзал". Большую удачу ему принесло и знакомство с Еленой Кореневой на съемках сериала "Назначение".Они подружились, Проскурин был вхож в дом Елены. Приятный весёлый парень, понравился отцу Кореневой и он взял Виктора в сериал "Большая перемена"
Роль Геннадия Ляпишева в фильме "Большая перемена" принесла Проскурину гигантскую популярность. Кто не знает фразу:"Ходишь ходишь в школу, а потом, бац, и вторая смена!. Генка Ляпишев открыл его возможности для получения множества ролей в 70-е годы. Одна из заметных пришлась на 1980 год в фильме "Однажды двадцать лет спустя". Он также был великолепен Германна в "Пиковой даме", купца Вожеватова в "Жестоком романсе" и, конечно же, капитана Блинова в фильме "Выйти замуж за капитана".
На этом его киношная карьера не закончилась, он продолжал сниматься в таких успешных проектах, как "Жизнь Клима Самгина", "Дальнобойщики" и "Сыщики". Однако яркие роли, как в прошлые годы больше не повторились. В 1988 году он начал работу в Театре имени Ермоловой, но после более чем 20 лет неактивной сценической деятельности, он уволился по собственному желанию в 2012 году.
Пять браков, закончившихся разводами
Почти все режиссеры, которые работали с Виктором Проскуриным, считали его непокорным и сложным человеком. А вот его коллеги-актеры рассказывали о нем как о человеке с разнообразными интересами, харизмой и невероятным обаянием. Именно это привлекало к нему красивых и ярких женщин.
Например, он впервые женился на своей однокурснице Ольге Гаврилюк. Актриса из театра имени Вахтангова подарила Проскурину дочь Сашу, но вскоре после рождения ребенка их брак распался. Немного позже, в театре "Ленком", Виктор Алексеевич встретил Татьяну Дербеневу. Артист очень любил свою вторую жену и просил режиссеров ставить его в паре с ней на сцене, но спустя три года и этот брак был расторгнут.
Поэтесса Любовь Воропаева рассказывала о своем платоническом романе с актером, который основывался на их совместном чтении стихов классиков. В то же время, Проскурина и режиссёра Светлану Колганову связывали уже более "земные" отношения. Говорили, что их роман начался во время репетиций в Ленинграде, и именно из-за неё Проскурин оставил Татьяну Дербеневу.
Актёр вступил в третий брак, который для многих казался идеальным, но спустя 20 лет супруги расстались из-за того, что любовь прошла. Затем артист женился на художнице по костюмам Ирине Смуровой, но и в этот раз не получилось на всю жизнь. Вскоре после после развода, Проскурин познакомился с Ириной Хондой.
Их знакомство произошло в холле театра, где Хонда занималась организацией похорон Павла Смеяна. Ирина была директором и давней подругой артиста. Несмотря на значительную разницу в возрасте в 20 лет, Проскурин проявил настойчивость и уверенность. И его избранница не устояла перед знаменитым обаянием артиста.
Однако, учитывая негативный опыт предыдущих отношений, актер не спешил жениться в пятый раз. Хотя Ирина намекала, что это принесло бы ей внутренний покой. Только спустя три года артист пригласил Ирину в ЗАГС, без каких-либо цветов, классических жестов и других традиционных формальностей.
Хонда стала его женой, другом и директором — она убеждала Проскурина давать интервью на телевидение, искала для него роли в кино, организовывала сольные выступления. Она искренне считала, что общественность не должна забывать о звезде. Но смогла ли жена помочь ему избежать неизбежного?
Тайны, раскрытые после смерти
Здоровье актера долгое время было далеко от идеала: в 90-х годах Проскурин попал в автокатастрофу, после которой фактически утратил половину печени.
"Он похудел, постарел, ходил с трудом, почти не снимался пять лет. Когда вернулся полностью в 2000-м году, его никто не узнал — хромого, горбатого, с палочкой. Третья жена Светлана помогла ему вернуться к жизни. Я не понимаю, почему Виктор Алексеевич развелся с женщиной, с которой он провел не только многие годы, но и пять трудных лет реабилитации после серьезных травм", — говорила Ирина Хонда.
Следующим тяжелым ударом для Проскурина стало увольнение из МИТРО, где он преподавал: Виктор Алексеевич очень любил студентов, свою работу и отдавался ей с полной самоотдачей. После этого актер покинул и Театр имени Ермоловой — там сообщили, что это было по его собственному желанию, поскольку 20 лет он не выступал на сцене, тогда как Ирина Хонда утверждала, что мужа "попросили" уйти. Все эти события привели к краху — Виктор Проскурин начал пить.
Опираясь на поддержку и любовь Ирины, актеру удалось преодолеть болезнь, но затем у него появились новые проблемы. Поговаривали, что у артиста была анорексия и рак. В то время Ирина Хонда утверждала, что у Виктора Алексеевича начались проблемы с весом после аварии, что у него не было онкологии. Но у него было обструктивное заболевание легких. Именно приступ удушья в итоге привел к смерти 68-летнего актера 30 июня 2020 года.