Найти тему
153 подписчика

Про пресекательные сроки взыскания налоговой задолженности.

Конституционный Суд РФ еще раз разъяснил, что совокупные сроки, установленные в Налоговом кодексе РФ для вынесения решения по результатам налоговой и взыскания задолженности являются пресекательными.

Компания обжаловала решение налоговой инспекции в связи с пропуском сроков взыскания задолженности.

Суды пришли к выводу, что налоговым органом не были пропущены сроки на взыскание с налогоплательщика налоговой задолженности, а доводы налогоплательщика о необходимости соблюдения налоговым органом сроков на проведение мероприятий налогового контроля и вынесение решения по их результатам не влияют на оценку законности действий налогового органа по взысканию налоговой задолженности.

Посчитав, что срок налоговики все же должны соблюдать и нарушение сроков влечет нарушение налогового законодательства, Компания обратилась в Конституционны Суд РФ на проверку соответствию Конституции нескольких статей Налогового кодекса, по которым налоговики не соблюдали сроки взыскания задолженности с налогоплательщика (статья 101, 70, 46, 47 НК РФ).

Конституционный Суд разъяснил, что указанные статьи устанавливают двухмесячный срок на принятие решения о взыскании сумм налоговой задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (пункт 3 статьи 46), годичный срок на принятие решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика во внесудебном порядке, а также двухлетний срок на взыскание налога за счет имущества налогоплательщика в судебном порядке (пункт 1 статьи 47), двадцатидневный срок на направление налогоплательщику требования об уплате налога (пункт 2 статьи 70), а также срок на принятие решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки (пункт 1 статьи 101).

Данные нормы не содержат неопределенности и не предполагают их произвольного применения, в том числе в части исчисления и применения предусмотренных ими сроков.

Конституционный Суд РФ еще раз напомнил, что и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, и Верховный Суд Российской Федерации неоднократно указывали: несоблюдение налоговым органом сроков не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога.

Проверка же обоснованности правоприменительных решений, в том числе в части оценки действий налоговых органов и соблюдения ими установленных налоговым законодательством сроков, не относится к компетенции Конституционного Суда РФ.

Источник: Определение Конституционного Суда РФ от 27 декабря 2023 г. № 3537-О.