Крейсерские баталии с десятками снующих туда-сюда мелких юрких истребителей и сотнями выпущенных сгустков плазменных орудий, разрезающих космическую пустоту вдоль и поперёк, на фоне огромных тел неповоротливых планет. Славные герои, связанные родословной линией, готовые отдать жизнь за идею порядка во всей Галактике, вооружённые не бесчестными бластерами дальнего действия, а справедливыми лазерными клинками, и решающие судьбы мира в честном ближнем бою. Парочка забавных роботов, казалось бы, неодушевлённых существ, но настолько живых на экране, что невозможно без интереса наблюдать за их приключениями. В обязательном порядке харизматичный злодей с таинственной историей происхождения, приходящий во снах всем особо впечатлительным и не щадящий никого, но не без надежды на исправление. И, конечно же, путешествия в отдалённые уголки Галактики и на неизведанные планеты с их разнообразной флорой и фауной. Чего ещё всегда не хватало хорошей фантастике в кино? Сейчас правда следует хорошечно подумать: чего же ещё может потребовать жадный до визуального пиршества зритель? Ну может разве что… наикрасивейшего слоу-мо в особенно напряжённые моменты бесконечных сражений на лазерных шашках. Или как было бы классно увидеть два врезающихся друг в друга космических корабля, детально разлетающихся на мелкие осколки в замедленной съёмке! И в этот самый момент на пороге Ваших светлых ожиданий показывается Зак Снайдер, прославленный постановщик некогда легендарных “300 спартанцев” и “Хранителей” со словами: “Я исполню все Ваши мечты”…
Вот только ничего из вышеперечисленного или почти ничего в “Мятежной луне” Снайдера нет. Сложно в это поверить, но нет толком даже тех самых фирменных слоу-мо режиссёра. Что уж тут говорить, почти нет и самих лазерных сабель… Всё что задумал режиссёр, в ответ студии Disney на отказ использовать его сценарий в качестве спин-оффа “Звёздных войн”, сделано лишь в половину силы. И сравнения со знаменитой космической сагой здесь неизбежны, ибо Снайдер правда замахнулся переплюнуть святое, начиная с таких банальностей, что история его первой фантастической эпопеи оказалась якобы столь велика, что “Дитя огня” – это только первая часть дилогии “Мятежной луны”, а в апреле нас еще ждёт “Дарующая шрамы”.
Фабула. Мы оказываемся в мире, разрозненном тиранической властью некого Бализариуса, правящего галактической Империей “Праматерь”. При помощи верного подчинённого, командующего Аттикуса Нобла и его военной силы, власть насаждает свои правила во всех отдалённых уголках Галактики с жестокостью и устрашением, что немилитаристским планетам приходится идти на уступки и жертвы. Такое положение устраивает явно не всех, поэтому на окраинах Галактики зарождаются очаги сопротивления. После небольшого вступления, фильм знакомит нас с главной героиней – Корой, ведущей фермерский образ жизни на отдалённой луне Вельдт, в то время как злодейский космический крейсер Нобла уже устремился в её атмосферу, что бы обречь ни в чём не повинных мирных жителей на существование под гнётом неправомерных требований Империи. Разумеется, в дальнейшем героиня оказывается не такой уж простой фермеркой, и в буквальном смысле за зерно начинает собирать свой небольшой отряд повстанцев, что бы привести Империю к краху.
Сюжет “Дитя огня” по концепции во многих местах напоминает “Новую надежду”. Начиная с истории простых уроженцев бедной планеты а-ля Татуин и знакомства наших протагонистов с контрабандистом Каем в одном их местных баров, так сильно напоминающим кантину при космодроме Мос-Эйсли; заканчивая раскрытием злодейского дуэта, отсылающим к таинственной связке “император-лорд” в “Империя наносит ответный удар”. Да, автор добавляет какие-то свои фишки, например, механических скорпионов, запирающих всех и каждого неугодного Империи в своего рода передвижной клетке для особо опасных преступников, или видоизменённых лошадей, коих в хозяйстве у Люка Скайуокера в “Звёздных войнах” не наблюдалось, хотя и они напоминают татуинских верблюдов. И всё же ты смотришь уже хорошо знакомую историю и буквально предугадываешь следующие действия персонажей: вот-вот и Кора отрубит мерзкому резиденту паба кисть руки; и тут же успокаиваешься что этого не происходит, ибо обратное было бы уже наглейшим плагиатом. Но последующая перестрелка в слоу-мо, конечно, заказана.
Одним словом, в картине почти нет ни единого сюжетного мазка, который оказался бы ярким вкраплением на бесцветной нити повествования. Разве что юная принцесса, но не та повстанческая Лея, которую мы все помним, а обладающая животворящей силой девочка, очевидно, являющаяся живым макгаффином всей задумки Снайдера, хоть первая часть дилогии и намекает на её печальный исход.
Всё это абсолютно не выделяет “Дитя огня” в выгодном свете на фоне классической саги Джорджа Лукаса. Как ни странно, но, за более чем 40 лет, никому в кино так и не удалось сделать свою фантастику круче, чем это удалось Лукасу. И всё бы ничего, но в повествовании “Мятежной луны” есть куда более тяжелый камень, тянущий весь фильм на непроглядное дно. Это его пустые персонажи. И, главным образом, их количество.
Звёздные герои. В ходе своих мятежных скитаний по Галактике, Кора (восточная красавица София Бутелла из первого “Кингсмэна” и последнего ремейка “Мумии”, к сожалению, номинированная за роль этой самой мумии на золотую малину) собирает свою “великолепную семёрку”. И здесь к Снайдеру вопрос: зачем нам так много персонажей, если в картине толком качественно не раскрыта даже история главной героини? Да, режиссёр привык работать с большим количеством героев в своих фильмах, но эпичный драматизм “Мятежной луны” вроде как не предполагает беглое знакомство с ключевыми персонажами, как могло бы быть в какой-нибудь “Лиге справедливости”, где ты, как зритель, только и ждёшь фан-сервиса, когда Супермэн и Бэтмэн, плечом к плечу, того и глядишь наваляют непобедимому злодею. Первый фильм будущей франшизы всегда призван персонифицировать и раскрыть её основных протагонистов. Но этого в “Дитя огня” попусту нет.
Да, почти у каждого перса, будь то “индеец” Тарек (малоизвестный британский актёр Стаз Нэйр), укрощающий грифонов, или орудующая лазерными мачете Немезис в исполнении южнокорейской актрисы Пэ Ду-на, любимицы сестёр Вачовски, есть свои 5-7 минут экранного времени на зрелищное знакомство со зрителем. Но в очаровательно наивную мотивацию каждого из них легко присоединиться к банде Коры поверить просто не представляется возможным. Я могу лишь додумать, что Империя Праматери настолько всех достала, что им просто ничего не остаётся, как присоединиться к бывшей фермерке, никак не демонстрирующей им свои боевые способности, и даже не даруя никакого вознаграждения взамен. Здесь все положительные герои вовлечены в мятеж за изначально мертворожденную идею, видимо, потому они и положительные. Сама Кора так объясняет свою мотивацию: “Ради доброго дела стоит и умереть”.
Особенно не повезло персонажу Джимона Хонсу (Волшебник из фильмов DC и просто отличный актёр, не раз номинированный в своё время за работу второго плана) – Титусу, бывшему полководцу сверженного короля: он, мало того, что не демонстрирует своей силы, хоть и пребывает в отличной физической форме, так еще и встречаем его мы чуть ли не на помойке в луже собственной мочи, и после сцены омовения о нём Вы можете забыть. Да, действительно, с такими героями спасти Галактику поможет лишь тупая вера в светлое будущее. А нужен здесь Хонсу лишь ради заполнения шкалы инклюзивности фильма.
Более-менее логичной выглядит мотивация контрабандиста Кая (Чарли Ханнэм из “Джентльменов”, “Тихоокеанского рубежа” и недавнего сериала “Шантарам”), вступающего в отряд Коры из-за выгоды, но преследующего, в конечном итоге, свои цели. Но и его метания из стороны в сторону в ходе приключения столь неправдоподобны и обусловлены лишь диалоговыми, а не визуальными, подкреплениями. Пожалуй, Кай - единственный персонаж, за кем было интересно наблюдать, но в силу сюжетных обстоятельств новым Ханом Соло для “Мятежной луны” ему уже не стать. А герои Рэя Фишера (Киборг из “Лиги справедливости”) и Клеопатры Коулмэн (“Шаг вперёд 4”), к примеру, вовсе не запоминаются.
Все ключевые персонажи фильма – сплошь и рядом люди. А мы ведь вроде смотрим современный фантастический фильм. Даже мир в “Звёздных войнах” 1977ого года мог похвастаться разнообразием действующих в качестве актёров существ, взять хотя бы роботов C-3PO и R2-D2 или того же самого обезьяноподобного Чубакку. У Снайдера здесь тоже есть свой робот! Хоть он и один за весь фильм говорящий робот, Джимми, как никакой другой персонаж “Мятежной луны”, рассказывает свою печальную историю голосом самого Энтони Хопкинса, и в целом ведёт себя живее всех живых. Вот только зачем нам его слезливые откровения при том, что к команде Коры он не присоединяется, а просто сбегает из этого фильма в самом начале, - не совсем понятно. Возможно, его значение будет как-то расширено в продолжении… Не исключаю, что и вместо здорового детины Тарека или беглого генерала Титуса мог оказаться какой-нибудь инопланетный индивид, но, видимо, 90-миллионным бюджетом правильно распорядиться Снайдер не сумел. Да, в фильме есть несколько ярких инопланетных образов, но все они – лишь краткое наполнение местной фауны.
Персонажу Михила Хёзмана из сериала “Призрак дома на холме” и фэнтэзийной мелодрамы “Век Адалин” – верному спутнику Коры, бригадиру Ганнэру, хоть и уготовано важное предназначение Спасителя, так же дают раскрыться лишь отчасти - он просто теряется в середине фильма, исполняя роль личного слушателя главной героини.
Ну а что же у нас со злодеем? Тут Снайдер выкатывает свою киллер-фичу, своего “Киллиана Мёрфи”, если угодно, а точнее Эда Скрейна (“Перевозчик” в ремейке 2015ого года и по совместительству злодей первого “Дэдпула”), хоть и разодетого как адъютант немецкой армии в символической фуражке во время несения службы, а в остальном щеголяющего при галстуке, в белой рубашке и с тростью – костылём, пришедшим на замену всем гольфийским клюшкам the Last of us и “ниганским” битам “Ходячих мертвецов”, но всё же прекрасно исполняющего свою роль, роль карающей руки сенатора Бализариуса – командующего Нобла, вызывающего неподдельное отвращение вкупе с симпатией. Игра Скрейна в этом фильме – это его наиболее сильное звено. Хорошо, что авторам не пришло в голову победить столь колоритного злодея в финале первой картины – будет за кем понаблюдать во второй.
Космических масштабов визуал и звуковое сопровождение. Как и было отмечено в самом начале, “Мятежная луна” не может похвастать даже долей гениальности того видео-ряда, что был в классических “Звездных войнах”. Вместо поединков на лазерных мечах здесь только битва Немезис с огромной паучихой, а вместо скоростных виражей на космических истребителях и столкновений звёздных эскадрилий двух вражеских сторон здесь есть только вплывающий в атмосферу Вельдта крейсер Империи. И хоть он не лишён на своём борту мощного орудия, способного причинять массовые разрушения будто заправская Звезда Смерти – челюсть от этого точно не отвиснет. Происходящее на экране пытается убедить в обратном: при виде мощи имперской флотилии один из фермеров роняет только что собранные в подол зёрна пшеницы в фирменном снайдеровском слоу-мо. Но Боже, как же это всё нелепо выглядит! И таких моментов не к месту будет еще немало. Были времена, когда красивым видением и гениальной раскадровкой режиссёра ты восхищался, но то ли времена те стали безвозвратно ушедшей эпохой, то ли сам Снайдер действительно поплохел. За весь фильм мне так и не удалось впечатлиться ни единой сценой, из тех что призваны быть зрелищными.
В “Мятежной луне” полуобнаженный “недо-Чубакка” Тарек изо всех сил пытается приструнить грифона, да, самого что ни на есть классического фэнтэзийного грифона. Здесь образ гигантской птицы даже перекраивать не стали. А в сцене появления бывшего военноначальника Титуса мы попадаем на луну Поллукса, показанную в хорошо знакомых Снайдеру и его почитателям локациях “300 спартанцев”, – зачем придумывать хотя бы что-то новое на волне своей бывшей славы? И что же Вы думаете? Ожидают ли нас жестокие гладиаторские бои? Я был порядком удивлён, когда увидел что “нет”.
Наполнение каждой новой локации в тех же “Звёздных войнах” всегда поражает своей скрупулёзной проработкой. В “Мятежной луне” мы побываем во множестве мест Галактики Праматери: в дождливом космо-порту “Провидение”, в сухих степях и каньонах испещрённой остроконечными камнями планеты Ной-Води, в мрачных кобальтовых рудниках загрязнённого Даггуса, пройдёмся рядом с песчаными аренами Кастора - города на луне Поллукса, заглянем на Шэраан, облитую синим свечением родную планету мёртвого короля, побываем и на самой главной, мятежной луне, богатой посевами пшеницы Вельдте. Но, уверяю, ни одно из этих мест не станет для Вас объектом туристской важности. Лично мне ни на одну из показанных в картине планет совсем не хочется.
Музыкальное сопровождение так же не блещет оригинальностью. В “Мятежной луне”, конечно же, есть любимые этнические мотивы Снайдера, но нет ни одной запоминающейся мелодии. Вряд ли в Вашем телефоне окажется хотя бы один трек из фильма. Ну а звук вроде бы не подкачал, и на том спасибо.
Заключение. Что же мы имеем в сухом остатке после просмотра “Мятежной луны: Дитя огня”? И можно ли рекомендовать ленту к просмотру? Фильм определённо не блещет оригинальностью, бессмысленно заимствует сюжетную концепцию “Звёздных войн”, не предлагая ничего нового. Снайдер пытается сыграть на том, что у него хорошо получалось в ранние годы творчества, но даже это его новый фильм не спасает. Вердикт персонажному наполнению “Мятежной луны” можно выказать исключительно печальный: героев много, но толку от этого никакого. Абсурдность мотивации протагонистов выкручена на почти недопустимую максималку, отсылая нас к не самым лучшим предыдущим работам автора. Среди актёрского состава есть заметные личности, но им буквально не дают раскрыться – они просто есть. Вишенка на этом далеко не самом свежем торте – главный злодей в исполнении Эда Скрейна, но один он картину с бюджетом почти в $100млн. вытягивать не должен. А само приключение, в которое нам предлагают окунуться, не вызывает абсолютно никакого желания его повторить.
Когда-то я восхищался творениями Зака Снайдера. Еще буквально пару лет назад с благоговейным восторгом вкрадчиво наблюдал ставший притчей во языцах снайдеркат “Лиги справедливости”. Но “Мятежная луна”, если как-то и запомнится, то, судя по всему, лишь фразой «а ведь было время, как Снайдер свои “Звёздные войны” снимал». Фильм я не стал бы никому рекомендовать к просмотру, и сам буду смотреть вторую часть лишь потому, что уже отсмотрел первую, и история для меня остаётся незавершённой. Буду смотреть, но без каких-либо ожиданий. А настоящие фанаты режиссёра, безусловно, не будут ссылаться ни на чьи мнения, а просто посмотрят “Мятежную луну” и вынесут свой вердикт.
Пишите, каково Ваше мнение по поводу “Мятежной луны” и как Вы относитесь к попытке Снайдера залезть в фантастику. А так же, если это ревью оказалось для Вас полезным, подписывайтесь на мой Дзен-канал:
https://dzen.ru/rumalexx?share_to=link
И читайте мои другие рецензии на актуальные фильмы и статьи о новостях кинематографа и игровой индустрии: