💥 Если бы сама жизнь представила спектакль по мотивам теории привязанности Дж. Боулби
✨ Действующие лица:
Марта - надёжная привязанность
Вася - ненадежно-избегающая привязанность
Лиза - ненадежно-амбивалентная привязанность
Алиса - ненадёжная дизорганизованная привязанность
Рассказчик - желает разобраться во всех этих сложных терминах.
✨ Сцена первая
Дети в детском саду, говорят с Рассказчиком. В свете рампы виден тип привязанности детей.
👧 Алиса: вот вижу я маму в дверях своей группы, она как сигнал избавления, как обещание радости. Бросила все: раскраски, фломастеры - и к ней. Два-три шага навстречу и тут же назад. Рву все, что успела раскрасить, попутно толкнуть успеваю Серёжку, чтоб не смотрел. Снова к маме, хочу взять руку ее, но падаю на пол, ногами стучу. Лежу, стало скучно здесь быть. Затихла, пусть одевают, ведут, неинтересно, прядь волос на палец кручу... Нет-нет постойте, ещё пошумлю, скажу, пусть уходит одна, а я не хочу.
👨🦰 Рассказчик: Алиса, дай разобраться, и хочешь ты к маме, и убегаешь. Ты и счастливая, и безразличная, ты активная, ты же застывшая и апатичная. Как так случилось, что ненадежно-дизорганизованная привязанность стала дорогой твоей?
👧 Алиса: если б младенец, каким я когда-то была, мог понимать, что происходит вокруг, и рассуждать, и отчёт себе отдавать... Он бы понял, что теплые мамины руки вернутся, что мир не застыл, и не грозит поглотить бездной страха. Понятно бы было, что раз мама любит, целует, качает, то не любить она просто не может, и бросить не может, и обязательно скоро придет. Он понял бы, что в свои 23 женщина, ставшая мамой случайно, может быть счастьем полна от связи с ребенком своим, и в то же время быть в бездне отчаяния, что не нужна она никому. И погружаться во мрак и уныние, переживая предательство парня, родителей. И убегать по ночам в темноту. И оставлять одного малыша в колыбели, не с тем, чтобы бросить, забыть, а чтобы вернуть себе чувство нужности, без которого немыслимо жить.
👨🦰 Рассказчик: Алиса, выходит твой ранний младенческий опыт вмещает несовместимые чувства: любви и заброшенности, тепла и забвения, уюта у материнской груди и отчаяния холодных ночей, что просто не может сложить это все воедино?
👧 Алиса: выходит что так.
👦 Вася: а я, видя маму, пришедшую в садик за мной, не побегу как Алиса. Я буду тихонько и дальше сидеть, модель собирая из кубиков разных. И что, что стоит в стороне. Я тоже один тут пробыл целый день. К чему же мне плакать, и злиться мне не к чему. Ведь все просто здорово. Я делом весь день занят был. Когда получается у меня чудная постройка, все так удивляются, и говорят, что я мастер в деле своем. Есть смысл дальше строить, когда вижу я результат, я заметен, мне место здесь есть, ведь я лучший.
👨🦰 Рассказчик: Вася, как же твой выбор пал на избегающий способ привязанным к близкому быть?
👦 Вася: если б я помнил, то рассказал, как стоило мне покричать, мамин запах поблизости я ощущал. А следом и голос ее мелодично звучал. Если б я помнил, ещё бы сказал, что однажды на крик мой чужой, не мамин запах и голос пришел. И сколько ни звал, ни требовал я вернуть мне моё, так и не смог. Лишь вечерами стал появляться запах мамы моей с новой примесью, цветочной и сладкой - теперь то я знаю, что это духи. Она говорила, что я ее счастье и смысл, но шанс получить должность такую в возрасте как у неё нельзя упускать. Она говорила, что надо работать, чтоб у меня было лучшее все. Но что мне слова, даже если они о любви, их я не понял. А лишь ощутил, что близость не мог получить, в каждый миг, как ее захотел. Если б я помнил, то рассказал, как злился на запах духов. Почуяв его, я знал, что мамин уйдет, а этот цветочный и сладковатый останется в воздухе будто обман. Ещё б рассказал, как в каждых новых руках своих нянь, искал утешение. И как-то нашел. Бабулечка-нянечка в дом к нам попала. Так нежно качала меня, под нос напевая, что снова тепло и спокойствие я ощутил. Тем тяжелее было с ней мне расстаться, когда к нам ходить она не смогла.
Потом была няня другая, меня мастерить научила она дома и машинки. И с каждой поделкой я вечером к маме и папе бежал впопыхах. Их так умиляло, как я умею, что скоро я понял, есть способ один внимание их получать - быть лучшим, в беге, стихах и борьбе. И так я забыл свою злость и недовольство. Ведь все у меня - лучше всех.
👨🦰 Рассказчик: Вася, выходит ты вроде как и не в обиде на это, раз ты решил этот опыт забыть.
👦 Вася: о чем вы, обиды на что? Ведь у нас в семье все отлично...
👩 Лиза: за Васей пришли и за Алисой, меня же как будто забыли все здесь. И нестерпимо долго тянется время, и думаю только о том, когда же уже заберут. Вот мама в дверях показалась, машу ей, бегу, за платье хватаюсь и повисаю. Потом вспоминаю, что не доделан рисунок остался, и ухожу. Сажусь и красить его продолжаю, словно бы мамы и нет. Слышу зовёт меня, ну и что же, я занята, у меня много дел. Рисунок доделан, сажусь одеваться, и жалуюсь- жалуюсь маме, как плохо и грустно тут было мне без нее. Потом вспоминаю, что все это время, пока я ждала тут, она была дома с братом моим. Кричу вдруг, что не пойду вместе с ней, что мне и одной хорошо. Бегу на площадку, ее не дождавшись...
👨🦰 Рассказчик: Лиза, что заставляет тебя так страдать, будто бросили все, и в тот же момент близость всех отвергать? Что заставляет тебя так амбивалентно привязанной быть?
👩 Лиза: если бы я сама была мамой, то понимала бы, как трудно сразу двум малышам угождать. Я понимала бы, что самый маленький должен быть на руках, а тот, что сам ходит, рядом бежать. Но я ведь не взрослая и не мама, чтоб все понимать. Я знаю, как это - тепло и заботу по первому крику в ответ получать. Я знаю, как это - в самом центре внимания быть. Как споткнувшись, в тот же момент утешение в маминых добрых руках принимать. И в памяти живо, как поцелует она, чтоб утешить, и будет держать сколько нужно, так что забудется боль, неудача, и снова потянет искать и открывать новое что-то. Тем мне сложнее было принять, что больше не может быть так, что место мое на любимых руках занято братом, и больше уже не мое. Я злилась, кусалась, но мамины руки свободны не стали, только улыбка ее вдруг пропала. И страшно ещё и улыбки лишиться ее, и невозможно быть рядом как прежде.
👨🦰 Рассказчик: Лиза, выходит, ты близости ищешь и ждёшь, и тут же бежишь от нее!
👨🦰 Рассказчик: совсем я запутался. Если так мама важна в том, чтоб привязанность надежною стала, как же Марта смогла ее получить. Ведь мама ее так долго в больнице лежала, как только ее родила?
🧒 Марта: не знаю. Да только ведь бабушка сразу нам в помощь пришла, меня носила, качала, держала на нежных руках. Всегда понимала, где быстро нужно утешить, а где дать возможность мне покричать и справиться с недовольством самой.
👨🦰 Рассказчик: но ведь бабушка не могла заменить во всем маму, а как же кормление грудью, разве не важно оно для привязанности надёжной?
🧒 Марта: выходит, не главное это...
⚡️А в продолжении узнаем как сложатся судьбы героев, когда пронесут во взрослую жизнь привязанность каждый свою...
💥 PS: Привязанность формируется в первые годы жизни в основном в отношениях с мамой или заменяющим ее лицом. Но также зависит она от темперамента и состояния здоровья ребенка; от того, какая привязанность была у его мамы в детстве; от других близких; от травм и потрясений, уготованных на пути. Поэтому вовсе не обязательны описанные сценарии. Не у всех детей, чьи мамы рано стали работать - избегающая привязанность. А у детей с младшими братьями и сестрами - амбивалентная. Важно, что сформированная в детстве привязанность сохраняется и во взрослой жизни, но может быть изменена при определенных условиях.
✨Ваш психолог Евгения Ситкина