Найти тему

💥 Спасло бы солнце и витамины от кошмаров третьей четверти? - психоаналитический взгляд на трудности детей

👆 Если ваш ребенок учится в школе, и прочитав заголовок, вы с удивлением подумали: "А что третья четверть особенная?", - поздравляю! Значит ребенку достаточно стандартных: витамина "Д", пока мало солнышка, прогулок в светлое время дня и планов на ближайшее будущее, сулящих приятные впечатления.

👆Если же одна мысль о том, как долго ещё до конца третьей четверти, заставляет нервно дёргаться ваш глаз, давайте разбираться, что же в этот период делает ребенка тревожным, плаксивым, капризным, агрессивным, вплоть до отказа ходить в школу (затронем пока случаи, когда нет явных проблем с усвоением материала и конфликта с учителем и детьми).

⚡️Третья четверть для большинства детей начинается с того, что из атмосферы праздника с подарками, вкусной едой, развлечениями, где ребенок чувствует себя комфортно и уверенно, он возвращается к требованиям, правилам, ограничениям школы, дефициту сна, солнца, тепла...

Для детей и для мам, у которых период их тесной связи в раннем возрасте был чем-то омрачён (проблемы с кормлением, с оставлением малыша и т.п.), такой контраст обостряет внутренний конфликт. Ребенок остро реагирует на утрату комфорта, а мама остро реагирует на проявления реакций дискомфорта у своего ребенка. Ребенок плачет и жалуется по утрам, что не выспался и не может встать. У мамы в ответ бессознательная реакция - устранить источник дискомфорта.

Но как быть, когда источник дискомфорта - школа, в нее ведь принято и нужно ходить? Школа воспринимается как помеха, к тому, чтобы исполнить материнскую функцию, на нее проецируется недовольство, агрессия. Недовольство и агрессия сталкиваются с запретом в виде установки: не злись, школа нужна, или по-другому, твои чувства не важны, ты тут не главный. Круг замыкается: эмоциональное неблагополучие ребенка, вызывает чувство беспомощности родителя, беспомощность ведёт к появлению вины и тревоги, которые передаются ребенку. На фоне беспомощности родителя школа психологически воспринимается как угроза. И вот он уже должен справляться не только со своим состоянием недосыпа, но и с тревогой мамы.

🌟 Выход - вспомните, что мать действительно должна устранять физический дискомфорт ребенка, только это правило для ребенка-младенца. Дальше задача матери другая - создавать условия, чтобы ребенок мог связать чувство физического дискомфорта с эмоцией и прожить ее, назвать и понять ее смысл для себя.

👆 Вот один из образов, который я предлагаю детям на консультациях в этой связи: "Многим ребятам зимой труднее вставать, ходить и заниматься в школе. Взрослые всерьез подумывают облегчить им жизнь и перенести третью четверть на лето, а длинные каникулы сделать зимой. Как тебе такой выход?"

Большинство детей в этой воображаемой ситуации берут ответственность за свой дискомфорт на себя, потому что у них появляется смысл, ради чего они его испытывают. Есть много других образов, которые помогают детям придать смысл происходящему.

⚡️ Третья четверть самая долгая, учебная нагрузка больше. Погодные и природные условия, действуют на организм, снижают сопротивляемость стрессу. На этом фоне острее проявляется у ребенка конфликт между получением удовольствия и реальностью; между "хочу" и "надо".

Это противоречие обычно разрешается в возрасте 3-5 лет через конфликт с отцовской фигурой. Но если в этот период отцовская фигура (реальный отец или образ авторитета) была слишком властной и с ее запретами нельзя было поспорить, либо отсутствовала или не ограничивала безграничное слияние с матерью, конфликт проявляется позже, часто именно в отношении школы.

💥 Напряжение от неудовольствия снижается несколькими способами. 👆 Ребенок выражает злость в адрес школы. Он активно борется с тем, что считает препятствием на пути получения удовольствия. Чтобы победить непререкаемый авторитет школы, он обесценивает ее: " Зачем туда ходить, многие известные люди вообще были двоечниками, можно и без образования хорошие деньги зарабатывать".

Родители теряются, им сложно с этим поспорить, они чувствуют свою беспомощность. Почему же родитель сбит с толку? Разгадка в том, что истинный адресат агрессии ребенка не школа, а именно родитель. Детям проще осознать и сказать, что их "беды" и неудовольствия от школы, чем то, что они от авторитета родителя и необходимости ему подчиняться. Через образ школы им безопаснее идти по пути отделения от родителя.

Многим родителям становиться легче выдерживать реакции ребенка, когда они понимают эту скрытую закономерность.

✨ Детям, которые "борются" с авторитетом школы стоит задавать встречные вопросы. Я часто спрашиваю: "Как думаешь, почему в сказках чаще всего у ребенка нет мамы, а есть мачеха, которая мучает поручениями, трудными задачами?"; "Почему птицы, заботливо кормящие своих птенцов, вдруг выталкивают их из гнезда?"

👆 Другие дети переживают конфликт между получением удовольствия и реальностью так, словно теряют заботу значимого взрослого: на них находит грусть, они часто плачут, жалуются, как им плохо в школе. Они пытаются вызвать эмоциональный отклик матери, которая бессознательно продолжает олицетворять для них источник удовольствия. Родителю недостаточно жалеть и принимать эмоции подросшего ребенка. Необходимо помочь их осознать и понять.

✨ Бывает я обсуждаю на встречах с детьми такой вопрос: "Как думаешь, почему, родившись, ребенок плачет и кричит, даже если его окружают любящие люди?" Здесь нет правильного или неправильного ответа, нужен образ, чтобы запустить размышления, ведущие к принятию своих эмоций и реакций.

👆 Есть дети, которые никак не проявляют своих эмоций по поводу неудовольствия, но при этом начинают реагировать телом, часто болеть. Такой вариант невольно выбирается ребенком, если он не уверен, что неустойчивая, перегруженная эмоциональная сфера родителя выдержит ещё и его переживания. Когда ребенок болеет, родитель знает что делать - лечить.

⚡️ Третья четверть сложна для многих детей тем, что поднимается вопрос аттестации, ВПР, ОГЭ, ЕГЭ. Дети задолго до самих мероприятий начинают ощущать на себе давление педагогов и родителей. Вокруг итоговых испытаний создаётся гнетущий ореол. В итоге они воспринимаются многими детьми как некий покрытый мраком обряд инициации, когда ты должен подтвердить свое право перейти на более высокую ступень развития или рискуешь быть отвергнутым и не принятым обществом. Страх изгнания и одиночества древний и очень мощный. В ответ на него у многих возникают реакции бегства - не пойду в школу, или замирания - пассивность, низкая результативность.

💥 Дети индивидуальны, они реагируют не только так, как я рассказала здесь. Понять точнее, что происходит с ребенком, можно взаимодействуя с ним. Но мне хотелось донести, что реакции детей на школу всегда имеют смысл, и не всегда связаны непосредственно с приобретением знаний.

✨Ваш психолог Евгения Ситкина