Эрик Гилл посетил Иерусалим в 1934 г., где работал над созданием комплекса музея Рокфеллера.
Эрик Гилл родился на южном побережье Англии в 1882 году, в то время, когда над империей никогда не заходило солнце, а ее устои были незыблемы, как долгое правление королевы Виктории.
Семья Гилла, судьбы его 13 братьев и сестёр достойны отдельного рассказа. Гилл посещал школу искусств в Чичестере, где уже в 18 лет создал серию барельефов для Честерского собора. Дальше он перебрался в Лондон, где поступил в Вестминстерскую школу искусств, он особенно отличился в каллиграфии и работе с камнем. Одной из его первых работ в Лондоне стало начертание надписей на надгробных памятниках и плитах. Гилла заметили и пригласили работать в качестве иллюстратора.
Дальнейший этап биографии Гилла вполне обычен: он женился, развивался как художник, а в 1911 году в Лондоне состоялась его первая выставка в качестве скульптора.
Ближе к 30 годам в жизни Гилла произошёл перелом. Находясь в Бельгии и посетив там Бенедиктинский монастырь, он был заворожен монашеской жизнью. Гилл принимает католицизм и все его творчество пронизывают христианские мотивы. В ужасах Первой Мировой Гилл винил индустриализацию и капитализм.
Вместе с другими деятелями искусств Гилл основал Гильдию св. Иосифа и св. Доминика. Целью гильдии был отказ от машин в создании произведений искусства. Сам Гилл стремился к возвращению к простоте быта и идеалов Средневековья, что нашло отражение в его искусстве.
Кризис в гильдии и разногласия с ближайшими друзьями заставили Гилла в 1924 году уехать в уединенный монастырь в Уэльсе (Capel-u-ffin), следующие четыре года стали одними из самым плодотворных в его творчестве.
В 1934 году Эрик Гилл был привлечен к работе по отделке здания Археологического Музея Палестины, позднее переименованного в Музей Рокфеллера. Архитектором проекта был Остин Харрисон, сам по себе очень незаурядная личность. Будучи британским офицером, Харрисон воевал в Первую Мировую на Бельгийском фронте, где после увиденных ужасов, отказался стрелять в людей. Дальше он работал санитаром, вынося раненых из под огня на поле боя. Харрисон был главным архитектором департамента общественного строительства в подмандатной Палестине. В числе его архитектурных работ: административное здание в Армон ха-Нацив, центральное отделение почты на Яффской улице и здание ГОСЗНАКА на Хевронском тракте, но самой известной его работой стало здание археологического музея в Иерусалиме. Первый камень музея был заложен еще в 1930 году, но работы были приостановлены из-за обнаружения на участке древних захоронений.
Благодаря Гиллу Иерусалим обзавёлся великолепным барельефом “Встреча Африки и Азии” над центральным входом в музей Рокфеллера. Попадая во внутренний двор музея, ваш взгляд притягивает выполненный в средневековом стиле фонтан с горгульями и барельефы по стенам. Простота и элегантность надписей на стенах музея - также вклад Эрика Гилла.
Вернувшись из Иерусалима, Гилл впал в депрессию. Новая война была уже на пороге, в воздухе носились не средневековые призраки, а отравляющие миазмы новых идеологий. Гилл отказался от многих принципов, которыми он руководствовался в повседневной жизни. В частности он позволил поставить в доме ванну, а его секретарю было разрешено пользоваться печатной машинкой.
В этот период в его творчестве преобладают эротические мотивы, что, правда, не мешало ему участвовать в создании проектов церквей.
Гилл умер в 1940 году в пригороде Лондона от рака, а в 1989 году, как гром среди ясного неба, прогремела публикация его биографии Фионой МакКарти. Я позволю себе здесь опубликовать без редакции цитату из русскоязычной версии страницы на Википедии, посвященной Эрику Гиллу: «Если верить его дневниковым записям, Гилл имел сексуальные контакты со своими сёстрами, дочерьми, семейной собакой и соседским бурундуком, а также изменял жене».
Надо сказать, что англоязычные материалы, посвящённые Эрику Гиллу сегодня, не пестрят столь искрометным юмором. Его имя подверглось “феномену отмены”, и его произведения исчезают из многих музеев. Набивший оскомину вопрос: можем ли мы абстрагироваться от фигуры художника в восприятии его творений?
Читая материалы об Эрике Гилле и любуясь его графическими работами, я вспомнил строки другого «висельника» Франсуа Вийона:
«Нам с виселицы нашей не сорваться,
Не подойти нам к вашему порогу,
Вы можете нас больше не бояться…
Молитесь же за братьев ваших Богу!»
Я оставлю за границами своей публикации многочисленные эротические работы Гилла, как и грязные подробности этой стороны его личности. Совсем скоро в запечатленном в камне дворе музея Рокфеллера мы будем любоваться барельефами работы Гилла и наши споры о его личности заглушит шум воды фонтана с горгульями.
До встречи, друзья.
Первый раз статья была опубликована мною 7 июня 2022 года на Фейсбуке.
Фотографии сделаны автором.
Денис Златопольский, Иерусалим