Найти в Дзене
PuzzleMaker

В.А. Моцарт. Дивертисмент № 10 фа мажор

Привет! И снова Моцарт! Ну куда же без него, Вольфганга нашего Амадея?! Кстати, пересмотрел недавно одноимённый (в смысле - "Амадей") фильм Милоша Формана. Очень хороший фильм. Рекомендую! Во чего сегодня слушаем: *** В необъятном творческом наследии Вольфганга Амадея Моцарта, охватывающем практически все существовавшие в его время музыкальные жанры, значительное место занимают инструментальные циклы,
предназначенные для процветавшего тогда бытового музицирования, — серенады, дивертисменты, кассации. Перу Моцарта принадлежит около 40 таких произведений, относящихся к самым замечательным образцам подобных жанров.
Композитор обращался к этим сочинениям охотно и постоянно: первые из них (Серенада, КУ 100, Кассации, КУ 63 и КУ 99) возникли в 1769 году, последние (знаменитая Маленькая ночная серенада, КУ 525 и Дивертисмент для струнного трио, КУ 563) — в 1787 и 1788 годах. Названия «серенада», «кассация», «дивертисмент» Моцарт, как и его современники, трактует необычайно широко. Подобные ц

Привет! И снова Моцарт! Ну куда же без него, Вольфганга нашего Амадея?!

Кстати, пересмотрел недавно одноимённый (в смысле - "Амадей") фильм Милоша Формана. Очень хороший фильм. Рекомендую!

Во чего сегодня слушаем:

-2

***

В необъятном творческом наследии Вольфганга Амадея Моцарта, охватывающем практически все существовавшие в его время музыкальные жанры, значительное место занимают инструментальные циклы,
предназначенные для процветавшего тогда бытового музицирования, — серенады, дивертисменты, кассации. Перу Моцарта принадлежит около 40 таких произведений, относящихся к самым замечательным образцам подобных жанров.

Композитор обращался к этим сочинениям охотно и постоянно: первые из них (Серенада, КУ 100, Кассации, КУ 63 и КУ 99) возникли в 1769 году, последние (знаменитая Маленькая ночная серенада, КУ 525 и Дивертисмент для струнного трио, КУ 563) — в 1787 и 1788 годах. Названия «серенада», «кассация», «дивертисмент» Моцарт, как и его современники, трактует необычайно широко. Подобные циклы в его творчестве инструментованы для самых различных составов: от небольшого ансамбля, струнных или духовых до малого симфонического оркестра с колоритными партиями солистов; количество частей колеблется в них от трёх (Дивертисменты для струнных, КУ (136 — 138) до восьми («Хаффнер-серенада», КУ 250). Но всех их объединяют изумительное совершенство, неиссякаемая мелодическая щедрость и стройность формы, которые отличают все произведения великого композитора. Несмотря на, казалось бы, сугубо развлекательное назначение таких сочинений, им присущи
поразительная глубина содержания, широта круга, образов: от ярких, праздничных и жанрово-скерцозных до возвышенно лирических и даже скорбно драматических (например, великолепная до минорная серенада для восьми духовых, КУ 388).

Дивертисмент № 10 фа мажор, КУ 247 был написан в июне 1776 года для зальцбургской аристократки графини Антонии Лодрон. Это сочинение представляет собой тип многочастного дивертисмента, где начальное сонатное allegro и финальное рондо обрамляют два менуэта и две медленные части. Как и прочие моцартовские сюиты подобного рода («Хаффнер-серенада», КУ 250, Дивертисмент № 17 ре мажор, КУ 334 и другие), это сочинение выделяется глубиной образов, богатством приемов развития, удивительной красотой мелодики.

Дивертисмент № 10 написан для двух валторн и струнных. Следуя традициям своего времени, Моцарт не указывает, один или несколько струнных инструментов в унисон играют каждую из четырех партий, поэтому в музыкальной практике в исполнении моцартовских дивертисментов принимает участие иногда струнный оркестр, а иногда только квартет или квинтет. Настоящая запись комбинирует оба варианта: крайние части и оба менуэта, изобилующие яркими tutti и требующие определенной насыщенности звучания, исполняются струнным оркестром, лирические медленные части, где господствует тихая звучность, — струнным квинтетом.

Десятый дивертисмент отличается светлым радостным мироощущением. Изящную и грациозную мелодию главной партии первой части, Allegro, великолепно оттеняет фанфарный унисонный «припев», утонченную лирику побочной темы — блестящее tutti. Мимолетные элегические краски в миниатюрной разработке быстро сменяются праздничной звучностью репризного раздела.

Обе медленные части — вторая и четвертая — воплощают различные аспекты чудесной моцартовской лирики. Во второй части — Andante grazioso до мажор
в форме рондо — ариозность сочетается с легким танцевальным оттенком, основная тема пленяет ласковой задушевной простотой. Четвертая часть — Adagio си бемоль мажор в сонатной форме — подобна возвышенной оперной арии. Валторны здесь смолкают; первая скрипка ведет протяжную, широко развитую мелодию необыкновенной красоты на фоне аккомпанемента струнных.

В основе двух менуэтов (третья и пятая части) — сопоставление нарядных и блестящих крайних частей с их развернутыми масштабами, господством звучания tutti и двух более камерных и лаконичных трио. Моцарт наделяет неповторимым своеобразием каждый из разделов этой традиционной структуры. В первом менуэте обрамляющим построениям присущ величавый, несколько галантный оттенок, во втором — приподнятый, воинственный характер. Меланхолическому ре минорному трио первого менуэта с его печальными унисонами валторн противостоит чисто струнное си бемоль мажорное трио второго менуэта, полное мягкой изысканной лирики,

Финал открывается торжественно-спокойным вступительным Andante, которое, по словам советского музыковеда В. Конен, «уже предвосхищает характерные черты музыки царства Зарастро из «Волшебной флейты». Следующее за ним рондо-сонатное Allegro assai блещет неудержимым весельем, искрометным
юмором. Огненное стремительное движение охватывает и рефрен с его колоритными сопоставлениями унисонов tutti и ответных фраз струнных, и побочную тему, и мелодии двух средних эпизодов, находя свое завершение в яркой и праздничной коде.

***
Творческая деятельность Льва Маркиза отличается разносторонностью. Ещё во время учебы в институте имени Гнесиных, где он занимался по классу скрипки
у профессора Ю. И. Янкелевича, Л. Маркиз выступал как скрипач в ансамбле с замечательной пианисткой М. В. Юдиной. С 1956 года он работал концертмейстером вторых скрипок в Московском камерном оркестре. С 1964 года Л. Маркиз начинает дирижерскую деятельность, возглавив Камерный оркестр Росконцерта. Сейчас Маркиз постоянно выступаёт и как дирижер, и как скрипач. В его концертных программах и записях произведения Моцарта занимают особое место. Как правило, Л. Маркиз знакомит слушателя с редко исполняемыми и малоизвестными сочинениями композитора — серенадами и дивертисментами, маршами и танцами, обретающими ныне новую жизнь на
концертной эстраде и грампластинках. Исполнение Л. Маркизом Моцарта отличается безупречным чувством стиля, яркостью и живостью, выявлением тонких и многообразных оттенков содержания музыки.

***

-3
-4
В.А. Моцарт. Дивертисмент № 10. Сторона 1.mp4

-5
В.А. Моцарт. Дивертисмент № 10. Сторона 2.mp4

disco precedente

disco successivo

Виниловые пластинки из коллекции Андрея Устюжанина