Про этого человека я слышала давно. В частности, от коллеги Олега Иванова, который всегда подчёркивал, какой замечательный председатель в СНТ «Ясная поляна». Как много делает, знает, умеет, и какие яркие праздники для дачников организовывает. Помню, что как-то, когда сама была председателем, обращалась к нему за советом.
А вот ближе познакомилась с Петром Евдокимовичем только в Совете ветеранов БАМа, куда тот пришёл вспомнить свою работу на Стройке века. Человек он уже далеко не молодой, но держится уверенно, бодро.
Трудное детство
Родился Петр Сидоркович на станции Могзон Читинской области в 1944 году. Военное время, жили тогда все тяжело. Мать одна воспитывала пятерых детей. Отец был начальником шахты. Как-то смена вышла пьяная на работу, и его по закону военного времени посадили. Дали 18 лет.
После семилетки Петр поступил в училище, где получил специальность «плотник-столяр». Позже – в строительный техникум. Объясняет, что по состоянию здоровья (плохое зрение) его не взяли даже в армию, а потому выбрал такую профессию.
После техникума работал в ПЧ Забайкальской железной дороги. Перспективного паренька заметили и пригласили на станцию Петровский завод, что находится на границе с Бурятией.
— Как попали на БАМ? — обращаюсь я к нему. Времени прошло много, некоторые события вспомнить было непросто. Но у нас было досье, в котором по годам расписана трудовая биография ветерана.
— Родственники у нас здесь жили. Сначала приехал в гости после окончания техникума, понравилось. Удивился тогда, что у тети красные помидоры созревали на корню даже без теплицы. Второй раз попал в Усть-Кут уже зимой, в декабре. Как раз на свой день рождения. Было минус 56. Представляете? А в 1971 году приехал сюда уже окончательно.
Сначала с сыном, школьником, через полтора года, когда получил квартиру в общежитии по Кирова, к нему приехала и жена с дочкой.
Вместе они уже 58 лет
— Петр Евдокимович, расскажите о своей семье,— обращаюсь я к ветерану. — Как встретились с супругой?
— Встретились мы с Зинаидой Ивановной ещё в Забайкалье, на танцах. Закружилась голова. Влюбился крепко. Я в ПЧ тогда работал, а она в лесхозе - бухгалтером. Как раз окончила курсы бухгалтеров, поступила в железнодорожный техникум. Институт здесь заочно окончила.
Уже потом молодые вспоминали, что в детстве бегали в одну пекарню, где работали их мамы.
— Тогда не придавали этому значения, сопливые были, а потом разглядели друг друга, — просто объясняет Петр Евдокимович. — Свадьбы не было, просто семейный вечер. В 1966 году это было.
— Вы вместе уже 58 лет? — удивляюсь я, произведя нетрудные арифметические действия.
— Да, и свадьбу золотую отметили.
Сегодня у супругов уже шесть внуков, девять правнуков, которые не дают скучать. Часто обращаются к деду: «Колись, как у вас было на БАМе?»
В комплексной бригаде
В Усть-Куте Петр устроился в СМП-286. Рассказывает, что в прошлый приезд договорился с Михаилом Мирсановым, который принял плотником-столяром 4 разряда. Строили район «Речники». Крупнопанельное строительство начало тогда только развиваться. Создали комсомольско-молодёжную бригаду. Анатолий Пушка был бригадиром.
— Был простым работягой, но работал в комплексной бригаде, где не разбирали, какой у тебя разряд, что умеешь делать, а ставили на любую работу, — вспоминает Петр Евдокимович.
— Как изменилась ваша жизнь с приходом в Усть-Кут БАМа?
— Здесь было два подразделения «Ангарстроя» - СМП-286 и СМП-288. Занимались перевалкой грузов, решали организационные вопросы. Создали штаб БАМа, который возглавил Василий Васильевич Блохин. И закрутилось. В нашем поезде было две бригады: Павла Жукова и Семёна Черноголового, которые занимались разгрузкой вагонов и отгрузкой материалов на БАМ.
Был запущен зимник, по которому круглогодично возили грузы. Обеспечивали строительные подразделения. Иногда в сутки разгружали до 60-70 вагонов.
В 1976 году Петр Евдокимович был переведен на должность мастера, а через два года – инженера. Говорит, что выдернули из бригады и в приказном порядке поставили.
Любую работу исполнял добросовестно. Старался. В 1986 году именно его избрали председателем профкома СМП-286. В поезде тогда числилось около 600-700 членов профсоюза.
— У нас постоянно проходили какие-то соревнования: и производственные, и спортивные. Культурная жизнь кипела, к нам приезжали артисты, космонавты. В поезде своя группа художественной самодеятельности была, свои спортсмены. Работа с людьми – самая трудная. Распределяли дефицитные товары. Вплотную работали с ОРСом (отдел рабочего снабжения) с куратором Натальей Гафеевой.
Ветеран рассказал, что до сих пор пользуется стенкой из дерева, полученной в то время. Даже унты бамовские сохранились.
Вложил частичку своего труда
Петр Евдокимович гордится, что принимал участие в строительстве города, который за долгие годы стал родным. Нисколько не жалеет, что в своё время приехал в Усть-Кут, где сегодня живут его дети, внуки и правнуки.
Из приезжающих артистов Союза запомнил Леонида Куравлёва и Льва Лещенко. Из всех профессий, которые сменил за годы стройки, особо выделяет диспетчера. В последние годы возглавлял диспетчерскую службу СМП.
— По целевому чеку получили автомобиль?
— Даже два. «Ниву» мы с супругой продали. Тогда же было сложно купить машину. Потом уже получил ещё одну.
— Какие качества больше всего цените в людях? — спрашиваю я.
— В первую очередь честность, добросовестность. Не люблю лукавство.
Сетует, что сегодня люди стали другими. Например, в дачном кооперативе, который многие годы возглавлял, 28 свободных участков. Старики уходят в мир иной, а молодым никакие дачи не нужны. Там же работать надо, а не только отдыхать.
Всем ветеранам БАМа он желает только здоровья, которого, увы, с годами больше не становится.
А вы не хотите рассказать свою историю?