Афоризм о том, что любой кризис — это прежде всего время возможностей, несмотря на свою затасканность, остаётся верным. То, какую глобальную перестройку за последние несколько лет претерпел потребительский рынок, лишний раз это подтверждает. Направление, изменившее некоторые виды бизнеса до неузнаваемости, — это, безусловно, доставка, стремительно превратившаяся из скромного пункта в перечне дополнительных услуг в жизненно необходимый для бизнеса сервис.
Сервис, который изменил всё
Доставка продуктов поначалу ассоциировалась со сферой общественного питания. И во время пандемийных локдаунов она действительно стала для ресторанов и кафе настоящей палочкой–выручалочкой. Но явление оказалось гораздо глубже и масштабнее. Оно не просто помогло людям пережить сложные времена — оно изменило глубинные потребительские привычки. Всего за какой–то год выяснилось, что, не предоставляя клиентам опцию доставки, заведение рискует потерять внимание не только новых посетителей, но даже завсегдатаев.
За 4 года с изменившего всё 2020–го доставка встроилась в рабочие процессы торговых сетей и заняла там важное место. Компаниям пришлось уделять повышенное внимание цифровизации — ведь без удобного и надёжного мобильного приложения сейчас не обойтись. Также потребовалось адаптироваться к изменениям на рынке труда. Курьеры очень быстро стали не только крайне востребованными, но и весьма высокооплачиваемыми сотрудниками.
Что ценят покупатели в доставке
Средняя доля доставки в обороте федеральных торговых сетей составляет порядка 4%, в Москве и Санкт–Петербурге этот показатель выше — около 7–8%.
Для покупателей ключевое значение имеет стоимость доставки — чем она ниже, тем охотнее клиенты пользуются услугой.
По–прежнему важнейшей характеристикой для клиентов розничных сетей остаётся цена товара. Многие люди готовы даже пожертвовать временем доставки при наличии существенных скидок.
Почему темпы роста онлайн–продаж замедляются
В среднем за 2023 год онлайн–продажи продовольственных ретейлеров — членов ассоциации выросли примерно на 40%. В прошлые пару лет рост был куда более бурным — показатели увеличивались кратно. Эксперты поясняют, что это было обусловлено эффектом низкой базы и во многом вынужденной ситуацией для потребителей.
"Сейчас темпы роста отражают более здоровую позитивную динамику для бизнеса и реальную картину спроса. Похожая динамика может сохраниться на протяжении как минимум ближайших 2 лет. У рынка онлайн–доставки продуктов большой потенциал за счёт развития инфраструктуры в регионах и формирования устойчивой привычки у жителей крупных городов", — уверен председатель президиума АКОРТ Игорь Караваев.
Как отметили во "ВкусВилле", сервис компании ежедневно доставляет около 300 тыс. заказов, причём 85% из них приходится именно на приложение. Ежегодно темпы роста спроса на доставку только набирают обороты. К концу 2023–го доля онлайн–продаж во "ВкусВилле" превысила 50%. За прошлый год оборот сервиса доставки вырос на 54%
В "Ленте" поделились, что в 2020 году онлайн–выручка и количество заказов у компании (в целом по стране) выросли на 566 и 716% соответственно. В 2022 году онлайн–продажи увеличились на 208% год к году, при этом количество онлайн–заказов — на 221%. В прошлом году количество онлайн–заказов в собственном сервисе "Лента Онлайн" выросло на 40%.
В пресс–службе X5 Group рассказали, что в торговой сети "Перекрёсток" спрос на экспресс–доставку с 2020 по 2023 год вырос в 25 раз.