Найти тему
Ольга Шадрина

Алтай. Село у Собачьей горы

Это село можно назвать одним из уникальных сел административного района, в котором оно находится сегодня.

  • Именно в нем с 1903 по 1937 гг. жил и работал основоположник изобразительного искусства Горного Алтая.
  • А еще здесь в советское время «кипела жизнь» со своими проблемами, успехами, достижениями.
Архивное фото
Архивное фото

Село располагается на левом берегу основной реки Алтая, в устьевой части речки с одноименным селу названием, за южным склоном «Собачьей» горы. Гора Ит-Кая своими очертаниями напоминает собачью голову, отсюда и ее название, хотя есть и другое трактование названия горы. Считается, что когда ветер разгуляется по долине, в западинах и скалах горы ветер издает звуки схожие с заунывным собачьим лаем.

Есть те, кто считают, что село возникло в 1856 году при участии Алтайской Духовной миссии, но годом его основания все же называют 1890.

С алтайского языка название села трактуют как «десять устьев». Только где эти устья, сказать сложно. Хотя есть такой факт: «в 1940 году хорошая радиоактивность установлена в родниковых ключах вблизи поселка…»

В 1893 г. в селе был открыт молитвенный дом во имя миссионера, просветителя, целителя, покровителя Алтайской земли Святого Великомученика Пантелеймона.

В начале 20 века А.В. Анохин отмечал, что село состоит «из тридцати или сорока домов с маленькой церковкой и школой, и расположено на левом берегу реки Катуни и на правом берегу небольшой, но быстрой речки…».

В 1909 году в селе была открыта библиотека-читальня.

С установлением советской власти жизнь в селе изменилась, местными силами создался колхоз имени Кирова. Колхозники выращивали злаковые и овощные культуры, занимались животноводством, садоводством. В садах выращивали вишни, сливы, яблоки, груши разных сортов.

В разное время в селе работали: пилорама; звероферма, где разводили рысей, черно-бурых лисиц и песцов; работал кирпичный завод.

В настоящее время в селе проживает около 400 человек, в селе имеются: администрация сельского поселения, СОШ, где обучается 60 учащихся, фельдшерский пункт, 4 магазина (а может уже и больше), Дом культуры, библиотека и музей-усадьба художника.

Из села можно совершить увлекательные путешествия к пещере и водопаду.

В селе родился исследователь фольклора, внук первого алтайского писателя М. В. Чевалкова - Никофоров Николай Яковлевич.

Из села можно выбраться к Чуйскому тракту.

У меня в архиве сохранились фотографии рысей, глядя на них, становится жаль, что исчезла звероферма, которая сегодня могла бы стать, главной достопримечательностью села, не считая усадьбы великого художника.

Фото Сергей Горских
Фото Сергей Горских

Интересные сведения о селе.

  • В 1861 году иеромонах Макарий ездил навестить некрещеных, живущих при устье речки, но там нашел одни пустые юрты. Жители перекочевали на лето в другое место, а Макарий возвратился домой. Села, как видим, все же не было.
  • 14 июня 1898 года В. В. Сапожников «направился вниз по Катуни до деревни…. Отсюда ему предстояло перевались в деревню Муюту верхом. Подъем живописной долиной речки в 14 верстах приводит к болотистому перевалу, ближе которого стоит изба ямщика. Спуск приблизительно такой же длины более сухой долиной речки Муюты приводит в деревню того же названия, лежащую на Онгудайской дороге. Также из села есть прямая тропа в Чергу горами…»
  • В верховьях реки в те времена была популярной шаманка Саата. Г. Н. Потанин писал о ней: « Саата пела и плясала. Она принимала трудные, невозможные положения тела, неестественно закидывала голову за спину и поднимая над собой бубен. Иногда она вертелась на месте как волчок. Тогда ленты и ремни маньяка рассыпались в воздухе, сливаясь в сплошной диск, прободенный в центре телом шаманки».
  • Осенью 1925 года организовался крестком. Записались человек 50. Внесли, хотя, и не сразу, по полтиннику. Всеми правдами и неправдами – торговлей мясом, получением процентных начислений с оборотов скверного кожзаводика и такой же мельничошки, посевом пшеницы, - удалось сколотить капитал в 100 руб. Комитет решил купить сеялку и точило; кредитоваться и приобрести молотилку.
  • В 1931 году открыт гидрометрический створ на реке, а с весны 1932 года начались систематические работы по планомерному изучению стока этой крупной реки.
  • Весной 1936 г. И. И. Воронков заложил в горах небольшой фруктовый сад. Правление выделило средства и оказало помощь в приобретении и доставке саженцев. Через три года сад принес колхозу первый доход.
  • Василий Бадин выполнял особый заказ для фронта – каркасы кавалерийских седел, на которые шорники потом натягивали выделанную в кожевенном цеху соседнего села, кожу.
  • В 1942 году в Майму из этого села направлена учиться на тракториста Шура Бадина. Было ей тогда всего 13,5 лет. Ехать Шуру уговорил председатель колхоза. Окончив курсы, Шура Бадина пахала колхозные поля, вывозила из леса древесину. Водила трактор до 1948 года.
  • В 1946 году в селе имеется самый крупный колхозный сад в Ойротии. В нем собрано 46 сортов разнообразных плодово-ягодных культур. Сад обсажен ветрозащитной полосой из тополей, огорожен и имеет искусственное орошение. Плодовые растения, благодаря колхозному садоводу И. И. Воронкову, растут и плодоносят теперь в 82 усадьбах жителей села. В саду рассажена поросль сливы – 1500 шт и тополя 1000 шт.
  • В 1957 году все 326 домов села радиофицированы, электрифицированы - в каждом горит лампочка Ильича. В домашний обиход сельчан вошли: электроутюг, электрочайник, электроплитка и даже электропечь.
  • В 1968 году у села, на берегу реки построен высокий «обелиск в честь сельчан-воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны». Рядом с ним, метрах в двадцати, было установлено панно, на котором изображен Владимир Ильич. Автор этой работы – заведующий сельским клубом М. Ф. Ильминский.
  • В 1970 году преподаватель физкультуры сельской школы Чечегоев в выходной день решил побродить с ружьем на белку. Он обнаружил след двух рысей и пошел по нему. След привел в береговой колок. Там на дереве хищник уже поджидал охотника, нацелившись прыгнуть. Выстрел в упор опередил зверя. Из второго ствола охотник снял и второго зверя со следующей березы. Колхозные животноводы поблагодарили охотника.
Фото Ольга Шадрина
Фото Ольга Шадрина

Это село Анос.

Путешествия продолжаются... Ольга Шадрина. Фото архивное и автора