Теперь одиноких отцов и матерей нельзя будет лишать работы до достижения их ребенком возраста 16 лет. Почему данная инициатива несет в себе угрозу – в материале KazanFirst.
Госдума приняла в третьем чтении закон, который позволит родителям, воспитывающим детей в одиночку, дольше пользоваться одной из трудовых льгот — запретом на увольнение. Ранее работодатель не имел права уволить одинокого родителя до достижения ребенком 14 лет. Теперь данная льгота будет сохраняться еще на два года — до 16-летия ребенка. Закон еще не вступил в силу, но его уже одобрил Совет Федерации. Осталась лишь подпись Президента. Но негодования уже начались.
Почему закон даст обратный эффект
Председатель Молодежного парламента Татарстана Нина Шимина в беседе с журналистом KazanFirst рассказала, что о законопроекте узнала не из СМИ, а на деловом ужине с более 20 предпринимателями, на которых работают тысячи людей. Естественно, новость их не особо обрадовала. По их словам, передает собеседница, государство как будто в очередной раз пытается притеснить работодателей, забрав инструментарий, позволяющий увольнять неквалифицированных сотрудников.
— Предприниматели уверены, что этот закон даст обратный эффект, ведь сейчас они будут ужесточать требования при приеме на работу. Матери-одиночки, скорее всего, вообще рассматриваться не будут, ведь работодатели не смогут их уволить в случае неисполнения обязанностей. За столом пришли к выводу, что с одинокими сотрудниками лучше всего заключать договор на один год, а не брать их сразу же в штат. Но такого рода работа ограничивает возможности, поскольку такой сотрудник не сможет, например, взять ипотеку из-за отсутствия постоянного места работы, — отметила Шимина.
Со стороны многодетной матери же председатель Молодежного парламента республики понимает изначальную цель законопроекта. И она позитивная, поскольку заключается в дополнительном страховании одиноких родителей от невозможности содержать своих детей. Но все-таки даже в этом отношении закон не доработан, убеждена собеседница.
— Изначально работодатель не мог уволить одинокого родителя, пока ребенку не исполнится 14, а сейчас 16 лет. А какой смысл поднимать именно до 16 лет? Дети либо являются детьми до 18 лет, либо нет. Соответственно, по моему мнению, если уж и поднимать эту планку, то до возраста совершеннолетия. Либо оставить все как есть, — делится Шимина. — Также я слышала мнение сотрудников, которые считают, что подобный закон может расхолаживать родителей, которые, зная, что их не могут уволить, будут хуже исполнять свои обязанности. Таким образом, зарплату будут получать они, а работать за них — другие сотрудники. Это беспокоит общество.
Аналогичные опасения высказал и депутат от Партии Роста в Совете Аксаринского сельского поселения Заинского района Эдуард Каравашкин. Директор ООО «ПЭМ» признался, что законопроект вызвал двоякое отношение. Помогать и поддерживать социально незащищенные слои населения, а также способствовать повышению рождаемости, конечно, надо. Но это прежде всего функция государства. А функция предприятия — эффективно работать, выпускать качественную продукцию и оказывать услуги, зарабатывать, платить налоги.
— Законопроект — избыточная социальная нагрузка на бизнес. Если компания сама кое-как концы с концами сводит, то как ее можно обязать не увольнять плохого работника? Вот работает, например, у меня лентяй. Но ситуация на рынке труда такова, что я его терплю. До поры. И тут выясняется, что он одинокий родитель. Мне его ещё лет 10 держать? А у меня производство меняется, становится высокотехнологичным, нужны люди с новыми знаниями и компетенциями. Жизнь меняется. Но мне запрещают увольнять сотрудника, который не хочет повышать квалификацию и свои обязанности через пень-колоду исполняет. Разве таких работников нужно защищать законом? Предприятие сейчас поможет одним незащищённым слоям населения, затем другим, а потом будем думать, как помочь самим предпринимателям? — заметил Каравашкин.
Добросовестных работников — бездетных или с детьми — никто и так не уволит, согласился директор «Васильевского хлебозавода» Альберт Латыпов. Изначально политика выстроена в пользу сотрудника, а предприниматели по итогу — самый незащищенный слой населения.
— При ситуации дефицита кадров мы можем получить злоупотребление «особым статусом» со стороны персонала. Уволить матерей и отцов-одиночек не можем, искать других — не из кого. Придет наглый, которому все должны, и что с ним делать? Надо воспитывать, поддерживать трудолюбивых граждан, иначе мы так производство не поднимем, — добавил депутат в Совете Лашманского сельского поселения Черемшанского района.
«Многим будет удобно разводиться»
— Бизнес-сообщество активно обсуждало этот закон еще до принятия. Генеральный директор группы компаний «Далини» Руслан Нигматулин подчеркнул, что не считает его актуальным на сегодняшний день. В условиях жесткого дефицита кадров в России, действительно, только лентяй не найдет работу и оставит свою семью голодной. Например, в Набережных Челнах на одного безработного приходится девять вакансий. Даже человек с низкой профессиональной квалификацией может найти варианты.
— Родители-одиночки обычно мотивированы на то, чтобы зарабатывать. Но бывают исключения. Вы знаете, что Правительство России разработало новый нацпроект «Малое и среднее предпринимательство». И стоит цель — повысить к 2030 году производительность труда на одного работника на 25%. Как этого добиться, если удерживать нерадивых сотрудников? Предприниматели и так несут затраты на автоматизацию, роботизацию, дополнительное обучение персонала и бережливое производство. Я считаю, что целесообразнее будет работа государства с самими родителями-одиночками. Дать им на период смены работы повышенное пособие по безработице, помочь с обучением и переквалификацией, — утвердил депутат Государственного Совета от Партии Роста.
В свою очередь уполномоченный по правам ребенка в Татарстане Ирина Волынец также отметила, что нередко одинокий родитель остается без какой-либо финансовой поддержки. К примеру, когда бывший партнер отказывается платить алименты. В таком случае заработная плата становится единственным источником дохода, а потеря работы чревата угрозой дальнейшего существования таких людей. Но в то же время многим будет просто-напросто удобно разводиться. Фиктивно. Тем самым злоупотреблять своим правом на рабочем месте и быть неприкосновенным.
— Многие не оформляют брак для того, чтобы быть матерями-одиночками и получать те же пособия. Прочерк в графе отца ребенка стоит, но фактически это семья, которая живет вместе. Все-таки очень важно, чтобы у нас таким образом выстраивалась экономика, чтобы любая работа оплачивалась адекватно и достойно. Чтобы вне зависимости от того, одинокий родитель или нет, он имел возможность работать по своей компетенции и обеспечивать своему ребенку достойное детство. Чтобы даже в случае увольнения он смог какое-то время спокойно жить в поиске следующего места работы и кормить семью, пусть даже неполную, — сказала детский омбудсмен. — А данная инициатива может нести в себе серьезную угрозу так же, как, например, критерий нуждаемости, установленный уже сегодня законом при принятии решения о выплате семье пособий. Бывает так, что до критерия не хватает небольших сумм, чтобы семья считалась нуждающейся, и она не получает пособия, в то время как некоторые семьи живут обеспеченно, но у них неофициальный доход. И по документам они могут претендовать и получать помощь от государства.
Конечно, в первую очередь новая норма касается женщин. Но часто детей воспитывают не только одинокие матери, но также отцы и другие члены семьи — бабушки, дедушки, братья или сестры. Поэтому она распространяется и на них. Остается только надеяться, что закон все-таки будет защищать права не только родителей-одиночек, но и работодателей.
— У меня есть знакомая, которая так и рассуждает — что её никто не уволит. На самом деле уволить можно. То же самое сокращение штата и увольнение при совершении работником виновных действий никто не отменял. Просто такие сотрудники будут в третьей или второй очереди на увольнение. Но сама по себе новая норма как символ работодателей вряд ли может устроить. Тунеядцев у нас и так хватает, — заключила директор ООО «ИПЦ» Ольга Айдуганова.
Читайте также: Разбогатеть быстро: россияне рассчитывают на доход по высокой ключевой ставке