Найти тему

Поэтичные названия новостроек в Петербурге: отражение культурного наследия

Как пояснил эксперт сектора топонимической деятельности «Института культурных программ» Андрей Рыжков, названия здесь были даны, как говорится, «с чистого листа», без привязки к топографии и истории местности. Но они продолжают давнюю традицию северных районов нашего города, где на­именования так или иначе связаны с искусством и культурой, а главной магистралью служит проспект Просвещения.

— Особых дискуссий в Топонимической комиссии не было, тем более что тема живописи «рифмовалась» с коммерческим названием «Цветной город», — рассказал Рыжков. — Персоналии художников, однако, мы подбирали из тех, кто рисовал для детей. Именно поэтому улицы получили имена Евгения Чарушина и Алексея Пахомова. Кстати, название Пейзажной улицы, ведущей к будущему Пейзажному парку, также ничуть не выбивается из «живописной» темы. Единственной местной привязкой служит наименование Муринской дороги, по ней можно попасть в Мурино.

Все эти новостройки теперь очень хорошо видны в перспективе, открывающейся за Пискаревским мемориальным кладбищем — прямо за монументом «Мать-Родина». Кстати, несколько лет назад на мемориале появился символический памятный знак, посвященный Даниилу Хармсу, — арт-объект в виде небольшой стрелы, указывающей на место захоронения писателя. Знак установили у братской могилы № 9: по данным архива Пискаревского кладбища, именно здесь в начале февраля 1942 года хоронили умерших.

Как пояснил писатель Александр Марс, председатель оргкомитета литературной премии Даниила Хармса, заостренный конец стрелы обращен к месту последнего упокоения, это символ тщетности бытия и неминуемого ухода из жизни любого су­щества. Другим своим концом стрела обращена в небо — это образ стремления к вечности, которую писатель, безусловно, обрел в памяти потомков, в раздумьях своих благодарных читателей.