Экспозиция рассказывает о тех, кто остался в городе и создавал музыку, выступал с концертами, участвовал во фронтовых бригадах, сражался на фронте. Всего — более 150 имен. Их судьба сложилась по‑разному, и каждый достоин упоминания. Вот лишь несколько судеб.
Михаил Матвеев, окончивший в 1941 году Ленинградскую консерваторию, все войну находился в осажденном городе. Работал на заводе, входил в отряд МПВО, писал музыку, в 1942 году возглавил ленинградское отделение издательства «Музгиз».
Композитор и дирижер Игорь Миклашевский после эвакуации в Киров основного состава Академической капеллы осенью 1941 года был назначен художественным руководителем и главным дирижером оставшейся в Ленинграде части коллектива. Многим ленинградцам памятен концерт в Большом зале Филармонии, состоявшийся 14 декабря 1941 года. Несмотря на холод, Игорь Миклашевский и солист (им был Александр Каменский) не согласились выступать в пальто: они вышли на сцену в обычной для концертантов одежде — черном фраке и белом жилете.
После этого концерта деятельность Филармонии на время прервалась. В марте 1942 года Миклашевский скончался от последствий дистрофии в больничном стационаре в гостинице «Астория»…
Виктор Томилин, преподаватель Ленинградской консерватории, отказавшись от брони, вступил в ряды народного ополчения, затем добился зачисления в Школу младших лейтенантов. В ноябре 1941‑го молодой командир был отправлен на Ленинградский фронт, 1 декабря погиб под Невской Дубровкой.
Отказался от брони и композитор, пианист и педагог Леонид Гликман. Он ушел добровольцем на фронт, был назначен политруком в Петрозаводский сводный истребительный батальон. В начале декабря 1941 года при обороне Медвежьегорска оказался в окружении и погиб в плену…
По-разному сложилась и судьба произведений, созданных во время войны ленинградскими композиторами. Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича известна на весь мир, а другие произведения незаслуженно оказались в тени, а то и вовсе забыты.