Найти тему

На автобус без наличных: как оплачивать проезд в транспорте Ленобласти

Общественный транспорт от деревни Новое Девяткино до станции метро «Девяткино» в зависимости от пробок и других внешних факторов ходит по‑разному. При этом бывают случаи, когда ждешь-ждешь заветный автобус, а в нем тебе не рады.

«Если нет налички, выходите из автобуса, я вас не повезу! Не задерживайте других пассажиров!» — вот нередкий ответ водителей автобуса муниципального маршрута № 619 пассажирам, которые предоставляют для оплаты пластиковую карту.

Впрочем, иногда тебе дают на проезд добро, протягивая мятый клочок бумаги с номером карты или телефона, на который следует перевести деньги.

На вопрос, почему нельзя оплатить проезд картой, если есть платежный терминал, часто звучит ответ: «Устройство сломалось!».

Кроме «сломанных» устройств все машины этого маршрута оборудованы функциональными коробочками в стиле «хенд мэйд», в которые звонко летят монетки. Только вот билеты или чеки взамен пассажиры, как правило, не получают.

Э. ВОСТОКОВА

От редакции.

На самом деле рядовым пассажирам (в отличие от налоговой службы) эти билетики не нужны, им лишь бы вовремя доехать до места назначения и не покалечиться в переполненном салоне. Только вот сегодня у многих людей этой самой налички нет. Зарплату людям переводят на карту, а специально идти в банк за мелочью для проезда в маршрутке не всегда удобно. Да и отвыкли мы от монеток в кармане — XXI век на дворе, цифровизация берет свое.

В законе «О защите прав потребителей» говорится, что перевозчик, у которого выручка от оказания услуг за предшествующий календарный год превышает 20 млн рублей, обязан обеспечить возможность оплаты услуг с использованием национальных платежных инструментов. Другое дело, что на маршрутах Ленинградской области закупать оборудование для безналичной оплаты перевозчики должны самостоятельно. Делают они это без особого рвения, всячески затягивая процесс.

Согласно методичке комитета Ленинградской области по транспорту, если водитель просит перевести деньги за проезд на банковскую карту или телефон, делать этого не стоит, так как это нарушение закона.

В идеале необходимо снять на телефон номер транспортного средства, сфотографировать водителя, записать его требование о переводе денег на карту и предоставить эти данные в налоговую службу (телефон 8‑800‑222‑2222; сайт: https://www.nalog.gov.ru/rn47/).

В случае если пассажирам отказывают в оплате проезда безналичным способом, несмотря на то что транспорт оборудован терминалом, или терминал в нерабочем состоянии, необходимо обратиться в Роспотребнадзор (телефон 8‑800‑555-49-43; сайт: http://78.rospotrebnadzor.ru/).

«Если у вас есть жалоба на конкретный маршрут, просим обратиться к нам. Мы свяжемся с перевозчиком, разберемся в ситуации», — обещают специалисты комитета на своей официальной странице в социальной сети.

Стоит отметить, что эта схема работает, правда, чтобы добиться справедливости, придется потратить немало времени и нервов.

Что же касается маршрута № 619, то администрация Всеволожского муниципального района ЛО направила в адрес обслуживающего это направление МТП «Грузино» требование обеспечить возможность оплаты проезда безналичным способом. По информации от предприятия, с 1 февраля на автобусах маршрута начнут работать терминалы для оплаты проезда банковскими картами. Есть надежда, что все действительно разрешится в пользу пассажиров.

А если нет, то придется ориентироваться на комментарий администрации Всеволожского муниципального района ЛО: «Если возможность оплаты проезда безналичным способом не предоставлена по вине перевозчика и нет другой возможности оплаты проезда (наличными), услуга должна быть предоставлена бесплатно».

То есть если в транспорте не работает терминал, пассажир имеет право ехать бесплатно. Исключение составляют случаи, если проблемы связаны с картой пассажира (на ней недостаточно средств или произошел временный сбой на стороне банка). Тогда пассажир должен или вый­ти, или оплатить проезд другим способом.