Промышленное развитие Северной столицы, высокую оценку которому дал недавно президент РФ, побывав в Петербурге, и в самом деле впечатляет. Особенно в условиях, когда предприятия испытывают дефицит кадров, старые промышленные связи рвутся, а для создания новых требуется время. Из-за санкционных запретов и ограничений заводам нередко нужно переходить на новые материалы и оборудование, а для этого требуются серьезные инвестиции.
Такие узкие места городская власть и постаралась расшить, чтобы не допустить спада производства. Хотя Смольный начал переходить на новую промышленную политику, рассчитанную до 2025 года, не сегодня-вчера, а несколько лет назад. И благодаря этому, полагают эксперты, смог увеличить в реальном секторе запас прочности, расширив и перечень самих предприятий.
В Петербурге сегодня действуют 870 крупных и средних компаний. Только в обрабатывающей сфере, где объем производства вырос на 11 %, насчитывается около 25 тыс. малых предприятий. Не говоря уже о других отраслях. Так вот, с 2019‑го в первой категории прибавилось 120 игроков, а вторая выросла за это время на 7 тыс. предприятий. Такие сведения привел вице-губернатор Кирилл Поляков, курирующий промышленность и транспорт.
Не сказать, что существенных сдвигов петербуржцы добились в прошлом году по всем статьям. Некоторые отрасли (пищевка, например) в этих условиях все же испытывают серьезные сложности. К тому же общий объем производства вырос и за счет увеличения госзаказов у системообразующих предприятий города. Но, как бы там ни было, плотное взаимодействие власти и бизнеса, направленное на промышленное развитие, нельзя сбрасывать со счетов. Тут чиновники правы.
Причем промышленность двигалась вперед вместе с транспортной системой и торговлей. То есть речь нужно вести о комплексном развитии основных секторов экономики. С учетом определенных конкурентных преимуществ Петербурга, добавляет Поляков. А к таковым, считает он, следует отнести (кроме выгодного расположения морской столицы России) научную поддержку производства. Чего-чего, а отраслевых и академических научных центров в Северной столице хватает.
Подобный рост, конечно, не самоцель. Чем прочнее питерские предприятия стоят на ногах и чем больше их насчитывается, тем шире налогооблагаемая база. Город не только получает новые рабочие места — активно пополняется и его казна. В 2019‑м Смольный поставил задачу выйти за предстоящие пять лет по бюджетным доходам на 1 трлн рублей в год, а произошло это раньше. Общими усилиями, по словам вице-губернатора, пятилетку удалось выполнить за три года.
При этом были задействованы прежде всего точечные финансовые меры поддержки, которые председатель профильного комитета Кирилл Соловейчик назвал беспрецедентными. Капитализацию Фонда развития промышленности Санкт-Петербурга власть увеличила за прошлый год вдвое, до 4 млрд рублей (средства на закупку новых материалов, модернизацию производства и т. д.). Вырос и бюджет субсидирования лизингового оборудования для промышленных предприятий. Благодаря этому они заключили в рассматриваемый период довольно много новых лизинговых контрактов на сумму более 5 млрд рублей…
Среди нововведений прошлого года — начало реализации масштабного инвестиционного проекта. Это когда власть предоставляет инвестору земельные участки в аренду для создания новых промышленных площадок без торгов — по символической цене рубль за квадратный метр.
Роль земельных ресурсов, которыми располагает город, в современных условиях вообще высока. Не случайно в обновленном генплане его промышленная территория выросла более чем на 630 га. Порядка 200 заявок, касающихся выделения земельных участков, находятся сегодня на рассмотрении властных структур. Половина из таких просьб уже обработана, и около 50 заявок были удовлетворены, рассказал Соловейчик.
Одни из них имеют отношение к индустриальным паркам и «серому поясу» Петербурга — так именуют промзоны, которые власть постепенно выводит на городские окраины. А другие нужны бизнесу для реализации инвестиционных проектов на двух новых площадках («Парнас» и «Шушары»), за счет которых владения петербургской особой экономической зоны расширились почти вдвое.
Говоря о прямых мерах поддержки, глава комитета упомянул также бизнес-акселератор. Ими воспользовались в минувшем году более 10 тыс. малых предприятий, которые запускают свои стартапы или разрабатывают новые виды продукции.
На поддержку малого и среднего бизнеса (таких предприятий в городе более 350 тысяч, а в городскую казну от них поступает 30 % налогов) направлена и работа Фонда содействия кредитованию. Имеются в виду льготные кредиты, скажем, для небольших обрабатывающих производств. После докапитализации этого фонда его «копилка» выросла до 1,5 млрд рублей, хотя и этого, как видно, недостаточно.
Кроме того, в Петербурге запущена программа субсидирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для производства новинок, необходимых городскому хозяйству — энергетическому комплексу, ЖКХ и т. д. Первые семь предприятий такой возможностью уже воспользовались, другие на очереди.
Еще одно важное направление работы властей связано с развитием экспорта, говорит Кирилл Соловейчик. Точнее, с переориентацией поставок на внешний рынок (их осуществляют ныне более 7 тыс. предприятий города) в сторону дружественных стран. Промышленные выставки, которые прошли не так давно во Вьетнаме, ОАЭ, Марокко и Казахстане, позволили заключить немало новых контрактов.
Ну и, конечно, представители Смольного не обошли вниманием такой значимый тренд, как импортозамещение. Что‑то из этой продукции у всех на виду, к примеру, трамваи новых моделей, созданные почти полностью из отечественных комплектующих. А некоторые новинки смогут оценить лишь специалисты.
Так, питерские умельцы трудятся над созданием центрифуги для очистки сточных вод (проект «Водоканала»), не уступающей по техническим характеристикам зарубежным аналогам. Обуховский завод изготавливает по госконтракту для метростроевцев тоннелепроходческие щиты взамен импортных.
Один из резидентов особой экономической зоны «Санкт-Петербург» запускает проект по производству станков-роботов с числовым программным управлением. А другие компании собираются «примкнуть» к научно-производственному центру по созданию беспилотных систем, который появится скоро в промзоне «Шушары».
Правда, под все эти проекты, существующие и намечаемые, пока не хватает квалифицированных кадров. Дефицит инженеров и рабочих накапливался годами, в одночасье его не закрыть. Но кое‑какие шаги в этом направлении Смольный делает, отмечают чиновники. Так, город компенсирует малому и среднему бизнесу до 80 % затрат на обучение специалистов. И намерен закрывать из бюджета часть расходов на аренду жилья для умельцев, привлеченных из других регионов. Колледжи, готовящие кадры по рабочим специальностям, получили от города «спецзаказ» на подготовку 4,5 тыс. таких специалистов. При этом благодаря участию в нацпроекте по повышению производительности труда многие предприятия сокращают потребности в кадрах.