Продолжение. Начало здесь: Эмтегей 85’ Колыма реальная и мистическая
Случилось как-то нам с Андреем оказаться в одной большой компании на пикнике по случаю Дня Победы. В начале мая на Колыму приходит короткая весна, и жители северных посёлков, истосковавшиеся за длинную зиму по теплу и свету, стремятся провести выходные на природе. Тогда все просохшие проталины на близлежащих сопках становятся полянами отдыхающих.
В небо устремляются десятки столбов дыма от костров, у которых располагаются сотни загорающих посреди снега людей в купальниках.
Люди приносят с собой не только маринованное мясо для шашлыка, но и оставшиеся с Пасхи куличи и окрашенные яйца. Вся снедь раскладывается на покрывале, разложенном прямо на камнях, и с каждой такой поляны доносится музыка, звучащая из «транзисторов» и «кассетников». Реже слышится пение под гитару или аккордеон.
Вот в такой обстановке всё и происходило. Андрей начал рассказывать о своей поездке в Якутск, прервался на середине рассказа, сбегал в кусты, затем быстро вернулся и продолжил рассказ, потому как слушали его с большим интересом.
А рассказывал он о загадочных озёрах, которые встречаются уже за Алданом. Сначала упомянул Лабынкыр, о котором мы все были наслышаны и хорошо знали, что там никогда не садятся утки, у охотников пропадают собаки, а якуты вообще обходят озеро за тридевять земель. Считают это место заколдованным.
Затем мы услышали потрясающий рассказ о Шаман-дереве в заколдованном лесу, где растут лиственницы вдвое толще, чем в других местах, и при этом стволы их закручиваются и переплетаются самым причудливым образом. А Шаман-дерево украшено тысячами цветных ленточек, которые привязывают к его ветвям все, кто проезжает мимо по Колымской трассе.
Считается, что только таким образом можно задобрить духов, стерегущих Чёртовы ворота, место на трассе, где без видимой причины постоянно гибнут люди. Количество катастроф со смертельным исходом на аномальном участке превышает среднестатистическое в десятки раз. А ещё в этом лесу, прямо у Шаман-дерева, из-под земли бьёт ключ, из которого вдоль дороги течёт ручей. Так вот, этот ключ и ручей никогда не замерзают. Даже в мороз под минус семьдесят. И никто не знает, почему. Много раз брали из ручья воду на анализ — ничего не обнаружили. Вода как вода. Чистая, без солей и примесей.
И впервые мы все услышали рассказ о ещё одном загадочном озере, которое дальше всех от Алдана по направлению к Якутску. Это озеро называется Красным, но в народе более известно, как Ржавое. Почему «ржавое», если в нём чистейшая, прозрачная вода?
А вот почему. Никто не может объяснить причину этого явления, но, тем не менее, она есть. Вода в Красном озере превосходного вкуса и абсолютно безвредна. Однако обладает уникальным, удивительным свойством, которое заставляет металл ржаветь прямо на глазах! Так, если наполнить водой из озера эмалированную кастрюлю или кружку и оставить на несколько часов, то, если эмаль внутри посуды имеет незначительный скол, металл проржавеет, и вода вытечет через образовавшееся отверстие. А если оставить в воде любой металлический предмет, то он приходит в полную негодность из-за образовавшейся ржавчины всего за несколько дней.
— Такая вот чертовщина у нас творится! — поставил точку в рассказе Андрей, засунул руки в карманы белёсых застиранных джинсов и обвёл взглядом слушателей, явно наслаждаясь произведённым эффектом.
И тут одна из девушек по имени София поставила-таки в конце ещё и многоточие:
— Зайка в голубых штанишках, ширинку застегни… — компания легла от хохота. С тех пор Андрея звали только Зайкой.
А львиную долю свободного времени я провожу за чтением книг. Случайно открыл томик Куприна — и затянуло, как в чёрную дыру. В школе насильственное навязывание произведений русских классиков вызывало во мне стойкое отторжение. Это реакция на любой из видов принуждения. Учителя не понимают, что таким образом они сами отталкивают людей от целой вселенной, гигантского пласта литературы, и тем самым добиваются противоположного эффекта от образования. Лучше бы они запрещали читать Чехова, Достоевского, Тургенева, Фета, Пришвина, Некрасова и Куприна. Тогда бы все наперебой читали хорошие книжки, а не всякое барахло про мушкетёров и пиратов.