🚀 В условиях ускоренного внедрения науки во все сферы жизни и производства современный дипломированный специалист должен владеть не только необходимой суммой фундаментальных и специальных знаний, но и навыками научно-исследовательской работы. Президентская академия открывает не только мир безграничных возможностей в сфере образования, но также является прекрасной площадкой для первых шагов в науку.
В Институте финансов и устойчивого развития выстроена траектория вовлечения студентов в научную деятельность через технологию форсайт-исследований. Это способ организации научно-исследовательской деятельности студентов, в рамках которого студенты с первого курса не только занимаются научным творчеством, но и осваивают проектную работу и получают навыки презентации результатов и участия в научной коммуникации.
Сам по себе форсайт является технологией создания доступного и возможного будущего с учетом особенностей объекта, имеющихся ресурсов и условий. Результатом форсайт-исследований становится проект развития объекта исследования. Как способ организации научно-исследовательской деятельности форсайт помогает вовлечь студентов в научно-аналитическую деятельность, предлагая им не только информационно-аналитическую деятельность, но и формирование особого сообщества единомышленников и команды, которая вместе может добиваться достаточно высоких результатов. Практика показывает, что студенты охотнее работают в командах, чем индивидуально, а качественная разработка сложной многоаспектной темы доступнее коллективу.
🏆 За последние три года самые активные студенты ИФУР, которые были задействованы в проектных группах опубликовали более 50 научных работ, в том числе в ВАКовских журналах, приняли участие в 72 различных научных мероприятиях (конференции, форумы), получили свыше 20 призовых мест на научных студенческих конкурсах.
Что касается особенностей тематики форсайтов, то, в основном, исследования касаются вопросов устойчивого развития, что является профильным направлением развития Института финансов и устойчивого развития.
Например, уже два года под руководством доцента Ольги Филатовой группа студентов занимается исследованием подходов к развитию Северного морского пути. Как отдельные групповые подпроекты рассматриваются аспекты международного сотрудничества, социальные аспекты, технологические, экологические и экономические вопросы. На сегодняшний день студенты уже проделали значительную работу, успешно апробировали результаты на конференциях разного уровня и заручились поддержкой профильных специалистов, поддерживающих проект. Среди них заслуженный изобретатель России, советник ЦС ВОИР по водному транспорту Юрий Арсентьевич Чашков, а также эксперт Проектного офиса развития Арктики Сергей Иванович Кренц, интерес к форсайт-исследованиям студентов ИФУР проявили в Институте комплексных исследований национальной морской политики РТУ МИРЭА.
Что касается апробации, то первичная обкатка результатов проводится на заседания Студенческого дискуссионного геополитического клуба, который был создан в Институте по инициативе студента направления международных отношений Владимира Шишмонина.
🗣 А уже потом студенты выходят на публичные площадки. Например, доклады по теме развития Северного морского пути студенты представляли на конкурсе студенческих работ и проектов в рамках НЦМУ «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала» (МГИМО), а также в ряде конференций, проходивших как в Академии, так и за ее пределами. Вот лишь несколько площадок, где выступали участники форсайта: конференции «Россия в Десятилетии ООН наук об океане», проводимой Министерством образования и науки Российской Федерации (РТУ МИРЭА), «Структурная трансформация экономики Арктических регионов» ФГБУН Институт проблем региональной экономики РАН а также в ежегодных межвузовских конференциях ИФУР РАНХиГС «Устойчивое развитие в России и за рубежом: тенденции и перспективы» и международной конференции ИФУР «ESG-трансформация систем управления и устойчивое развитие».
Таким образом, в рамках форсайт-сессий студенты получают не только навыки информационно-аналитической, проектной и презентационной работы, но и формируют личный социальный капитал в виде научных публикаций, опыта участия в публичных мероприятиях, а также учатся самостоятельно планировать и проводить форсайт-сессии. Это дает им ценные навыки, которые помогут впоследствии повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.